Приворожение колец

16 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 313

...После выхода фильма “Властелин колец” успех музыкального оформления картины был столь очевиден (три премии “Оскар” и две “Грэмми”), что композитор Говард Шор решил создать на его основе огромное концертное шоу. 17 и 18 ноября в Кремлевском дворце хор из 150 человек, большой оркестр, солисты и сам маэстро Шор в качестве дирижера впервые представят в Москве уже ставшую знаменитой во всем мире симфонию “Властелин колец”.

Орки-хоббиты, хоббиты-орки... Подсядешь на кольца — не спрыгнешь. Говорят, даровитый лингвист Толкин, сам того не желая, нет-нет да и слышал днем и ночью голоса на доселе незнакомых языках. Потом в этом многозвучном хаосе он стал различать шепот эльфов, крики гоблинов... Что ему какой-то там русский язык, который был шутя выучен за месяц, когда писатель был прикован к больничной койке...

Скорости Говарда Шора не столь впечатляющи: симфонию он писал в течение четырех лет, переделывал, переосмысливал, а параллельно с ним работал целый штат спецов по визуальным и звуковым эффектам. Шутка сказать: первоначально к фильму было написано полсуток музыки! Из них в кино мы услышали только три часа... Хотя что это по сравнению с числом артистов и статистов, снявшихся в самом фильме, — свыше 26000!

* * *

...В “Союзе на Страстном” давеча шум и гам. Охранники теснят неуемную толпу поклонников, ждущих легендарного канадца Говарда Шора. Москва не то чтобы избалована кинокомпозиторами, но только за последний год-полтора постигала концепты Майкла Наймана или Филиппа Гласса по ставшей нынче модной схеме: оркестр — композитор (в статусе дирижера или солиста) — видеоряд. А теперь — Шор. Тот самый, чья неспешная, тревожная музыка — чередование осторожного одинокого фортепиано на где-то вдалеке звучащих эхом духовых; так небрежно ласкают зрителя в “Молчании ягнят” Демме или в “Игре” Финчера. До “Властелина” Шор не мешал действию, красиво и скромно уходил на глубину, к нему надо было прислушиваться.

В симфонии “Властелин колец” маэстро рассчитался за все, выдав бесподобный музыкальный масштаб; чего только стоит одно перечисление участников действа: Национальный филармонический оркестр России (художественный руководитель Владимир Спиваков), хор Академии хорового искусства (под управлением Виктора Попова)... А солирует уже выступавшая в России норвежская певица Сиссел, некогда записавшая саундтрек к “Титанику”.

Первое интервью г-н Шор дал корреспонденту “МК”:

— Маэстро первый раз в Москве?

— Да... Но я рад столь значимому поводу моего посещения вашей столицы.

— Вот, скажем, Толкина вдохновил на написание первого произведения “Хоббит. Туда и обратно” его ребенок... Он просто присел у изголовья и сочинил сказку на ночь глядя. Вас вдохновляли дети?

— Мои?

— Да.

— Нет.

— Внуки?

— Нет.

— А кто же тогда?

— Я вдохновился самим произведением Толкина. Это нечто невообразимое и грандиозное, право.

— И только Толкином?

— Исключительно. И еще, конечно, изумительным фильмом Питера Джексона. Я лично присутствовал на отдельных сеансах монтажа, чтобы не упустить ни одной авторской интонации, придавая значение особенностям динамического развития...

— Известно, что Малер, желая настроиться на волну своего вдохновения, уезжал в горы Альпийские... Где вы находите себя как композитор?

— Опять же могу подчеркнуть: все вдохновенные токи я черпал из произведений Толкина. Это величайшая книга XX века, равных которой нет и не было, по крайней мере в жанре фэнтези. Сама по себе история (как повествовательный ряд) великолепна. И тем большее она производит впечатление, если видеть фигуру великого рассказчика, за ней стоящего. Затем же, благодаря не менее великому режиссеру, ее увидел свет...

Известно также, что знакомство с речью гномов, эльфов и многих других обитателей мира Колец, для композитора стало возможным после переезда в Новую Зеландию и благодаря регулярным встречам с главными героями фильма... Все эти языки, наравне с древнеанглийским, Шор препоручил волшебному хору (в нашем случае хору Виктора Попова).

— Маэстро Шор тоже выступил как рассказчик или, подобно Толкину, грезил собственным языком, отличным от других, как некий композитор-авангардист?

— Я хотел сделать историю настолько реалистичной, насколько это было возможно. Это мой имидж в музыке, если угодно. Хотя это и непросто: сопоставить все эти культуры Средиземья...

— Григорианские хоралы, кельтские мотивы...

— Да... Отсюда вылились отдельные главы симфонии, всего их шесть. Они, в свою очередь, разбиты на 33 концертных номера в исполнении большого оркестра, хора и солистов...

— То есть язык вашей симфонии нельзя назвать метафоричным, двусмысленным?

— Нет, отчего же. Музыку мою, конечно, можно слушать и интерпретировать по-разному. Как можно односложно говорить за мир многослойных культур, выступающих и в романе, и в музыке? Это была попытка создать миры, существовавшие, скажем, 5000 лет назад. Разве это так просто? Сложности были: четыре года работы, что вы хотите? Трудности с оркестровкой, тем, сем... Но мы все преодолели. Потому что между всеми нами — творцами картины — витало чувство восторга, любопытства, связанного с исходным материалом романа...

— Хорошо. А знакомы ли вы с господином Джоном Уильямсом, написавшим музыку к трем сериям “Гарри Поттера”?

— Встречались всего один раз в жизни. Но я, разумеется, осведомлен о его работах, как, впрочем, о работах очень многих композиторов современности.

— Но невозможно ли было бы для вас в какой-то момент “подхватить” эпопею о Поттере, а то упорно ходили слухи, что Уильямс не хотел браться за последующие фильмы? Тем более вы прежде работали с режиссером Крисом Коламбусом в “Миссис Даутфайр”?

— Пока моя музыка принадлежит миру “Властелина Колец”. И это пока незыблемо.

— Но это самая крупная работа на сей момент?

— Определенно.

Любопытно, что однажды Шор уже адаптировал киномузыку под самостоятельное, живое концертное звучание: это случилось после успеха культового фильма Дэвида Кроненберга “Обед нагишом”; тогда в Белфасте симфонический оркестр вместе с джазовым трио исполнил главные темы картины...

— Но и дальше ожидаются большие работы?

— Конечно!.. Очень много проектов. 70 фильмов позади, а сколько впереди, кто знает?.. Однако думаю, что симфония надолго останется моей самой внушительной кинематографической работой.

Ходят слухи, что маэстро уже вовсю работает над новым проектом режиссера Питера Джексона “Кинг-Конг”, который обещает выйти в свет в 2005 году...

— Успехов вам!

...Маэстро немногословен, но все главное уже сказано музыкой. Он спешит на репетиции, ведь времени до вечера 17-го не так много. Хотя турне симфонии с аншлагами проходит по самым авторитетным мировым площадкам, таким, как Сиднейский оперный театр в Австралии, Международный культурный центр в Токио, Королевский зал “Альберт-Холл” в Лондоне, всего 9 городов-столиц, опоясывающих землю “волшебным кольцом”. И везде находит шумный успех.



* * *

Шоу в Кремлевском дворце интересно будет всем. У проекта много своих “секретов”, в том числе сугубо московских. Важно одно: все сделано на широкую ногу. Посредством огромного экрана зрителю будет представлен особый видеоряд, специально разработанный для шоу самыми известными иллюстраторами Толкина — Аланом Ли и Джоном Хоувом (сразу вспоминается мультик Норштейна “Шинель”, что показывали в Доме музыки под аккомпанемент оркестра Гидона Кремера). Легкая ассоциация, играющая между сказкой и реальностью.

Удивительный вокал — поразительное по диапазону сопрано — принадлежит норвежской певице Сиссел (в кинотрилогии партии исполняли несколько солистов, но для симфонии надо было выбрать одну вокалистку; Шор был потрясен голосом Сиссел, ее и выбрал, сказав так: “Она поет, как пять солисток, а от ее красоты дыхание захватывает!”). Кстати, Сиссел — это измененное Сесилия, святая, покровительствующая певцам.

Но как все это “склеить” вместе — картинку, звук, световые эффекты? Что ж, в Москве уже работает гений музыкальной индустрии Джон Курляндер (один из основателей лондонской Abbey Road), он руководит бригадой звукооператоров; до последнего дня ведется монтаж сложнейшего светового оборудования...

Не ждите режущих слух музыкальных изысков: Шор настаивает на реализме. Вкладывая в это понятие опору на уже существующие артефакты и беспрекословную веру в них. Идет ли он торной дорогой, давно проложенной великими мастерами XX века, — этот разговор ни к чему. Усилия, стоящие за проектами, подобными “Властелину колец”, не позволяют назвать его музыку прикладной. Это ваш естественный выбор. Не так ли?


Официальный сайт проекта www.onering.ru

Заказ билетов по телефону 258-00-00.






Партнеры