Маэстро цирка

Дирижируйте по ногам лошади

10 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 509

“Взмахнул рукою дирижер”, — пел Юрий Никулин о том, с чего начинается цирковое представление. Музыка в цирке — добрая половина успеха (или провала!) номера, да и всего спектакля в целом. Для акробатов, клоунов и дрессировщиков писали Дунаевский, Шостакович, Хачатурян, Френкель, Эшпай...

А хорошо и правильно сыграть, думаете, легче?


— Маэстро, почему вы отвернулись от манежа? — спрашивает молодого дирижера дрессировщик. — Вы должны следить не за нотами, а за ногами моих лошадей.

— Не для того я окончил консерваторию, чтобы дирижировать по лошадиным ногам! — возмущается новичок. И это не анекдот — в цирке немало профессиональных секретов, о которых знает опытный маэстро. Например: чтобы животные танцевали в такт, музыка должна быть “настроена” под их движения, а не наоборот.

Вот о таких забавных тонкостях вспоминали на заседании циркового клуба ЦДРИ, которое — впервые за много лет — было организовано совместно с Союзом композиторов Москвы.

Что лучше: живой оркестр или фонограмма, специально написанная музыкальная партитура номера или микст из популярных мелодий? И как, собственно, создавать музыкальное сопровождение для артиста, который выражает свои эмоции, прыгая тройное сальто? Своими творческими секретами щедро поделились Анатолий Кролл, Анатолий Кальварский, Михаил Экимян, Владимир Куприянов и другие прекрасные композиторы, пишущие для цирка. А как живется цирковым музыкантам, уморительно смешно и точно показал клоун Андрей Николаев. Вел вечер “маэстро цирка” — композитор и главный дирижер Большого московского цирка, народный артист России Владимир Михайлов.




Партнеры