Гвоздики и пекинесы от Пины Бауш

В Москву приезжает первая леди современного танца

14 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 1290

Если в начале карьеры хореограф Пина Бауш ставила свои спектакли в маленьком немецком городе Вуппертале, то теперь ее сценическая площадка — весь мир. В столицу легендарная Пина привозит одну из лучших работ последнего времени — спектакль “Мойщик окон”.


Из досье “МК”. Пина Бауш родилась в Германии в городке Золинген. Искусству танца обучалась в эссенской высшей балетной школе “Фолкванг”. Хореографический талант Пины Бауш развивался под руководством ее знаменитого учителя Курта Йосса. Получив стипендию Джульярдской школы, она приезжает в США, где два года танцует в “Новом американском балете” и в “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке. Вернувшись на родину, Пина сначала работает в школе “Фолкванг”, а через несколько лет создает свой собственный театр танца в Вуппертале.

Снялась в фильме Федерико Феллини “И корабль плывет”, где сыграла роль слепой австро-венгерской принцессы.

Всегда одетая в черное, с худым лицом пергаментного цвета и тихой спокойной улыбкой — эта “закрытая” женщина меньше всего напоминает хореографа. В Пине Бауш нет ничего внешне эффектного, все спрятано глубоко внутрь. Чего не скажешь о ее спектаклях — кипучих, бурных, шокирующих.

Когда Пину Бауш спрашивают о танцевальной школе, она отвечает: “Я не следую никакой школе, я просто танцую, — и продолжает: — Безумие считать, что в танце должна существовать какая-то норма, на которой построен классический балет, а все остальное — не танец. Танец может жить в любых формах. Главное — это точность пластического выражения мысли, эмоции. И дело здесь, конечно, не в технике классического танца, а в жесте, выражающем сущность происходящего с человеком”.

Спектакли Бауш — это не привычный балетный мир грез и газовых пачек. И первый ее этапный спектакль — “Весна священная”. Поставленный в 1975 году, он разбивал все представления о балетно-танцевальной красивости. В нем билась дикая энергия, и в бурной схватке сходились мужчины и женщины, безумствуя на сцене, покрытой землей и политой кровью.

Что до декоративно-оформительских фантазий, то тут Пине Бауш тоже нет равных. Ее спектакль “Ария” был буквально затоплен водой, поскольку на сцене шел бесконечный дождь. Сама Пина Бауш говорит: “Для меня красота — это то, что настоящее — земля, листья, вода”. И, конечно, — цветы. Так, в ее спектакле “Гвоздики” сцена была усыпана восемью тысячами красных гвоздик.

Но со временем постановки Пины Бауш несколько изменились, они стали более спокойными, легкими и беззаботными. В них уже нет противостояния между полами, мужчины и женщины не борются друг с другом, а больше целуются и танцуют.

Первая леди современного танца, как называют Пину Бауш, последний раз была в Москве в 1993 году, и вот спустя одиннадцать лет новая встреча.

17, 18, 19 декабря в Театре им. Моссовета Пина Бауш покажет один из лучших своих спектаклей, созданный в 1997 году, — “Мойщик окон”, где отразились ее впечатления от Гонконга. В “Мойщике” москвичи увидят не только новый танец Пины Бауш, но и ее давние сценические символы — горы алых шелковых гвоздик, а еще двух китайских пекинесов.


P.S. А сегодня в театре “Школа драматического искусства” (Сретенка, 19) покажут фильм о любимом французском танцовщике Бауш Доминике Мерси — “Доминик Мерси танцует у Пины Бауш”, снятый танцовщиком и хореографом Режисом Обадиа. Начало в 20.00. Показ фильма организован Французским культурным центром в Москве.





Партнеры