В нашей стране что ни правительство, то очередная беда. Вот сидел в Белом доме политический тяжеловес Виктор Черномырдин. Долго сидел и строил пирамиду ГКО. На смену пришел Кириенко и камня на камне от нее не оставил. Получился дефолт. С правительством Примакова России повезло. Евгений Максимович, как бывший разведчик, так увлекся поимкой шпионов и террористов, что напрочь забыл об экономике. А та и рада — давай развиваться. И без вмешательства государства встала на ноги.
Спустя два премьера Россию ждал очередной подарок — Михаил Касьянов. Под его чутким руководством чиновники бодро написали концепции основных реформ и не мешали экономике развиваться.
Теперь в Белом доме новый хозяин. Который, как Виктор Степанович, остер на язык и строит пирамиду — только административную. Как Кириенко, работает на грани дефолта. И, как Примаков, забыл об экономике.
Как любят у нас говорить, прошедший год стал по-своему переломным: начался 2004-й под флагом Касьянова, завершается с Фрадковым. Можно долго спорить о роли личности в истории и персональных качествах каждого из этих властных мужей. Но факты все же красноречивее любых теорий.
1. Первый и самый основной “косяк” — тянул с административной реформой. Под маркой ее разработки, по сути, максимально тормозил начало “перестройки”.
2. Аппарат правительства подменял собой министерства и ведомства. В результате превратился в сильную структуру, которая по собственному усмотрению правила значимые документы и даже выстраивала политику кабинета.
3. Буксовали экономические преобразования.
• Так и не произошло серьезных налоговых послаблений. Хотя очень обещали.
• Не было особого рвения к удвоению ВВП.
• Не реформировались естественные монополии. В то время как планы были озвучены еще в 2000 году — в президентской предвыборной программе.
• Инвестиционный климат так и не стал благоприятным. Частные инвесторы не спешили вкладываться в развитие российской экономики.
Прошло 9 месяцев. И теперь совершенно ясно, что ни одна из этих официальных причин не имеет ничего общего с действительностью. Сняли Михаила Михайловича по глубоко политическим мотивам. Преобразования худо-бедно, но все же шли. Экономика росла. И, как у нас водится, народ обвиняет в неудачах или хвалит за достижения не президента лично, а правительство в целом. Поэтому Касьянов из технического премьера (каким он, собственно, никогда и не был) постепенно превратился в самостоятельную политическую фигуру, представляющую определенную угрозу действующей власти.
Более того, если бы он реализовал все то, что ему в итоге ставили в вину, его популярность в народе выросла бы в разы. Но и без того рейтинг премьера медленно, но верно полз вверх. К тому же и сам Касьянов прилагал к этому руку, пиарясь на каждом мероприятии, причем весьма тонко и грамотно. Что тоже раздражало. А выборы были совсем близко.
1. Реализовал административную реформу. Но не по той схеме, которая виделась Касьянову, а по той, которую “нарисовал” Кремль. По идее, новая структура должна была стать более жизнестойкой и работоспособной, но вместо этого во власти наступил административный паралич. Министерства, агентства, службы — каждый отвечает за свой участок. И одновременно — ни за что. А премьер заранее обезопасил себя от возможных претензий и “перевел стрелки” на министров. Получается, на вершину властной пирамиды попал человек, который даже не “догоняет” ее сути. И работает по принципу “как бы чего не вышло”. Стоит ли удивляться, почему властный механизм при таком рулевом не работает?
Чем же правительство занимается? Главы ведомств все эти 9 месяцев делили сферы влияния. А первое время — просто выбивали зарплату для своих сотрудников. О такой мелочи в пору административной реформы почему-то забыли. В результате рядовые чиновники работали на государство в условиях худших, чем при рабовладельческом строе — рабов, как известно, регулярно кормили, а здесь не давали ни денег, ни продуктов. Правда, что интересно, не только с голоду никто не умер, но и с работы не ушел. И о голодных обмороках, как у ленинского наркома Цюрупы, тоже слышно не было.
Кроме того, по ходу реформы возникали новые министерства, в схеме ранее не предусмотренные. Леонид Рейман отвоевал себе связь, Яковлева “нейтрализовали” Министерством по делам СНГ. Друг президента Стржалковский добился-таки, чтобы туризм был выведен в отдельное ведомство. В общем, не исключено, что в дальнейшем у нас появятся и другие властные структуры.
2. Аппарат правительства стал чисто технической структурой. Потеряв авторитет, правительственные “аппаратчики” уже не находят сил воевать с министерствами и ведомствами. И тем более — переписывать выходящие из-под их пера документы. В итоге вопросы к заседаниям правительства готовятся слабо, а нередко и просто снимаются с повестки. Причина — плохо проработаны документы.
Либо получается история, как с министром культуры Александром Соколовым. Его доклад на заседании кабинета перерос во всеобщее веселье министров, а потом и всей страны. В чем заключались предложения министра в области массовых коммуникаций, так никому понять и не удалось.
Более того, документы теперь лежат в правительстве месяцами. И, как говорят предприниматели, если раньше вопрос можно было решить в среднем за месяц, то теперь ждут в очереди по полгода.
3. Что говорить об экономических преобразованиях, когда в период правления Фрадкова промышленность показала невиданный... застой. Нулевого роста за последние года четыре в России не наблюдалось.
• Налоговые изменения, конечно, имели место. Только вот были они весьма сомнительными. Вместо послабления налогового бремени предприниматели почувствовали всю его тяжесть. Хомут ослабили только для крупняка, а средним и мелким предпринимателям легче не стало. К тому же мы наблюдаем небывалую активность налоговых органов. Которые не на шутку увлеклись “доначислением” налогов за предыдущие годы. В результате ощущение налогового прессинга со стороны властей возросло многократно.
• На момент позднего Касьянова скептики говорили, что, дескать, могут не до конца удвоить ВВП. Теперь уже официальные лица правительства Фрадкова заявляют “под запись”, что никакого удвоения к 2010 году не будет. Дай бог, чтобы к 2015 г. И то не факт. Потому что расти экономика реально перестала уже с октября.
Интересно, что при этом вопрос удвоения ВВП сам Фрадков считает простым. “Наверное, мы не до конца реализовали наш интеллектуальный ресурс”, — размышляет премьер.
• Естественные монополии, как видно, реформировать не получится. Если в энергетике и железнодорожном транспорте удалось хоть как-то продвинуться по этому пути (правда, непонятно, чья в этом заслуга: правительства или Кремля), то в газовой сфере, наоборот, наблюдается движение в сторону расширения монополии. Как недавно заметил министр экономического развития и торговли Герман Греф, скоро в нашей стране будет один большой “Газпром”. Если уж это признают высокие чиновники, то, выходит, скоро власть перейдет к реформированию государства в пользу одной неестественной монополии.
• Вместо роста инвестиций наблюдается увеличение оттока капиталов. Бегство денег из России достигло показателей 1996 года, что отнюдь не говорит о создании благоприятного инвестиционного климата в стране.
Вместо приговора
На одной из последних встреч с кабинетом Владимир Путин сказал весьма емкую фразу: “Очень рассчитываю, что правительство не разрушит ничего, что было создано в качестве каркаса экономики за последние годы”. Правительство старается изо всех сил. Только почему-то в результате административной реформы из органов власти “вымыли” практически все “мозги”. Как на самом высоком уровне (за исключением “последних героев” — Грефа, Кудрина и их “усохшей” команды), так и на тех, что пониже.
Ну не идут люди работать в совершенно недееспособное и безвольное правительство. В котором даже идеи-то никакой нет. Многие крепкие чиновники из того же касьяновского кабинета оставили госслужбу. И очень неплохо себя чувствуют. А на их место пришли часто случайные люди, которые не разбираются в “особенностях национальной экономики”, зато крепко держат нос по политическому ветру. Где главный мотив — не высовываться.
Прежняя система власти работала плохо, но все-таки работала. Нынешняя не пытается делать и этого. Не исключено, что сейчас совсем не то время, чтобы создавать для бизнеса и населения благоприятную административную среду. Любые преобразования здесь бессмысленны, когда правоохранительная ветвь — жестокая и безапелляционная. К тому же инициатива у нас наказуема: тот, кто создаст работающую систему, наберет политические очки. А техническому премьеру они ни к чему...
Справка “МК”
По данным ВЦИОМ, рейтинг В.В.Путина в конце 2004 года по сравнению с декабрем 2003-го упал на 9%. Сейчас его работу на посту главы государства одобряют около 71% россиян.
Серьезнее упал рейтинг правительства. По итогам года работу кабинета министров не одобряют 52% россиян. В то время как в декабре прошлого эта цифра составляла 41%.
Следуя логике экономических преобразований, которые так и не произошли, Фрадков играет идеальную роль технического премьера. Впрочем, он этого и не скрывает. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что Касьянов мог бы выправить ситуацию. По крайней мере, как профессиональный экономист он точно знал, что нужно делать и как. Не сделал, вероятно, из-за боязни дальнейшего увеличения собственного рейтинга. Чего не скажешь о Фрадкове. Он, пожалуй, единственный российский премьер, чей публичный рейтинг не только не растет, но и уменьшается чем дальше, тем больше.
Есть в этой ситуации и еще один отрицательный момент. Поскольку часть министров работает по такому же принципу, что и премьер, общий рейтинг правительства тоже будет неуклонно падать. И совсем скоро его падение серьезно отразится на рейтинге президента. Понятное дело, не в лучшую сторону.
Поэтому задача ближайших месяцев — проведение тонкой надстройки кабинета. Один из сценариев (самый вероятный) — это сохранение Фрадкова и замена некоторых министров. Иначе, сняв так быстро нынешнего премьера, Кремль распишется в собственной недальновидности. А именно в том, что назначение Михаила Ефимовича было ошибкой.
Исходя из этого некоторые аналитики предрекают начало очередного президентского зачета.
Голова Александра Соколова может слететь первой. Заседание правительства, на котором он был основным докладчиком, показало это лучше всяких слов. Даже представитель партии власти Сергей Шойгу обвинил министра в крайнем непрофессионализме. Так что понадобится жертва — ею станет министр культуры. Его отчислят первым. И Соколов по совету главного спасателя страны пойдет работать в какую-нибудь филармонию.
В опасности и Герман Греф. Именно поэтому обычно лояльный министр последнее время довольно остро высказывается по основным моментам экономической политики государства. Причем в данном случае ему придется отдуваться за то, что наворотили другие. Так, отвечает за инвестиционный климат в стране Минэкономразвития. А создают его Генпрокуратура, суды и силовики. Собственно, благодаря их действиям зарубежные предприниматели выжидают и не спешат вкладывать деньги в Россию, а свои — вывозят за кордон. Между тем, если понадобится, оценку за действия силовиков будут ставить Грефу. И он этот зачет явно не выдержит.
Алексея Кудрина, судя по всему, ждет участь Грефа. Впрочем, в отличие от коллеги и друга у министра финансов есть в кармане козырь — отвоеванный и созданный им стабилизационный фонд. Если что, он сможет выставить себя как борец с инфляцией. Если бы не отстойник нефтедолларов, она у нас была бы не 11—12, а намного выше — 15—17 процентов. В общем, министр финансов имеет шанс получить небольшую “отсрочку”.
Дамоклов меч висит и над Виктором Христенко. Все активнее появляются сомнения на предмет того, насколько он способен тянуть такое огромное министерство. Между прочим, у него уже остались только промышленность и энергетика. Строительство и ЖКХ передали экс-губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Яковлеву — в Министерство регионального развития. И, судя по всему, это только начало. Не исключено, что министерство Христенко будут и дальше “разгружать” и в итоге “распилят” на части.
Игорю Левитину, судя по всему, пока ничего не грозит. Министр транспорта устраивает всех, поскольку полностью самоустранился от всевозможных дрязг. Тихо делает свое дело. Да и связь Рейману отдал без сопротивления. О том, что забытые всеми министры могут жить долго, свидетельствует опыт бывшего руководителя Минимущества Фарита Газизуллина. Он прославился тем, что почти никогда и нигде не светился, срочно заболевал накануне большинства важных событий и мероприятий со своим участием. И отсидел в своем кресле больше пяти лет. Правда, и исчезнуть такие министры-невидимки могут крайне быстро и без всякого шума.
Владимиру Яковлеву пока бояться нечего. Его судьба не зависит от результатов работы и расклада в правительстве. Он, пожалуй, единственный министр, который является абсолютным заложником мыслей и планов президента. Главная месть Владимира Путина с питерских времен — решать судьбу Яковлева когда и как будет угодно. В общем, этот министр может вовсе не являться на переэкзаменовку.
Скорее всего, удержится на месте Михаил Зурабов. Вряд ли найдется самоубийца, желающий занять его место министра здравоохранения и соцразвития. Там каждая статья — расстрельная. И только для Зурабова они представляют конкретный интерес. А работать, да еще с огоньком, в правительстве Фрадкова мало кому удается.
И уж если кому-то в правительстве светит счастливая звезда, так это Леониду Рейману и Юрию Трутневу. Иначе министр связи никогда бы не вернул свое ведомство. А министр природных ресурсов — не наводил бы страх на олигархов. Первый — маститый аппаратчик и друг семьи, второй — президентский любимчик.