Революция в отдельно взятом ЦДХ

Хоть похоже на Россию, только все же не Россия

24 января 2005 в 00:00, просмотров: 215

Верхи не хотят, низы не могут. Революционная ситуация зовет к действию. В этих условиях художники отделяются от государства и образуют свое собственное. Так, в Центральном Доме художника на входе в анфиладу залов третьего этажа стоят “пограничники”, замаскированные под охранников. Только при наличии спецпропуска они пускают на территорию нового государства под названием “Россия-2”. Чужак не проползет — за этим зорко следит оперившийся двуглавый орел, символ вновь образованной страны.


Недавний политтехнолог, а теперь опять успешный галерист Марат Гельман считает художественный проект “Россия-2” политическим актом. По его словам, у нас в последнее время сформировалось общество, которое условно можно назвать “Россия-1”. Это путинская Россия, где строят вертикаль власти, где считают, что можно управлять демократией. В “России-1” грезят о советской империи, восторгаются президентом непонятно за что, говорят о власти с оглядкой и судят художников за их позицию. У художников, понятно, такая политика не может вызывать восторга. “Сколько ни выстраивай вертикаль власти, все равно Илья Кабаков всегда будет выше министра Соколова”, — считает организатор революционного проекта.

Публика окунается в “революционную” атмосферу прямо с порога. Напротив входа высится картонная башня III Интернационала, у которой анархисты и футуристы читают стихи. В соседнем зале тоже звучат лозунги — Владимир Ильич с “Искрой” в руках призывает народ на восстание, шагая вокруг скульптурной композиции Василия Цаголова “Фонтан” из проекта “Блуждающая пуля”. Скульптура изображает тройку мужиков, обступивших скорчившегося человека, писают на него. У художников к власти вообще много вопросов. Авдей Тер-Оганьян, так и живущий в эмиграции в Праге, делает намек на беспрецедентную историю с выставкой “Осторожно, религия!” и судом над ее организаторами, вывесив плакаты с изображением кружочков, треугольничков и старательно выведенными подписями: “Эта работа направлена на разжигание религиозной вражды”, “Эта картина призывает к образованию вооруженных бандформирований”. А группа “Синие носы” клонировала президента, намекая на размножение бывших и нынешних чекистов во власти. “Ребята с нашего двора” — так называется их большая работа, изображающая толпу парней с лицами Путина. Если так будет продолжаться дальше, считает Олег Кулик, закончится так, как на моем коллаже. Коллаж изображает красивую, но мертвую шахидку, лежащую у подножия памятника Сталину. Осталось добавить, что проект “Россия-2” открылся в рамках первой Московской биеннале современного искусства.





Партнеры