Биеннале погрязнет в скандале?

Художники возбудились на бюджетные деньги

Это, конечно, большой прикол — открыть Первую московскую биеннале не где-нибудь, а в Музее

Ленина, почти на Красной площади. Антураж был соответствующий: красноармейцы на лестницах, двойник Ленина тусуется среди продвинутых художников...


Здесь — основные проекты, которые позиционируются как самые крутые, дорогие и пр. Но даже беглый осмотр экспозиции разочаровывает как профессионалов, так и любителей современного искусства. Убогие видеоинсталляции, маловыразительные поделки — их значительно больше, чем образцов высокого современного искусства. Даже Кристиан Болтански, выставивший в Музее архитектуры свои “Призраки Одессы”, не покрывает дефицита оригинальности. Этот проект, пожалуй, единственный, заслуживающий внимания. Все остальное вызывает недоумение. И прежде всего — финансы. Казалось бы, государство выделило немереные деньги (2,5 млн. долларов), а вид у проекта основной программы — копеечный.

Уже поговаривают, что выставки в параллельной программе намного интереснее и содержательнее. Вообще, похоже, на биеннале назревает скандал: несколько галерейщиков уже объединились на почве идеи разобраться с финансированием. Так что “МК” будет пристально следить не только за художественной частью биеннале.


Биеннале заполнила и все выставочные пространства Государственного центра современного искусства. В мансарде Поленовского домика и выставочных залах недавно реконструированной фабрики одновременно открылись сразу три интересных спецпроекта.


ВСЕ В КРАСНОМ

(Юрий Васильев. RUSSIAN RED)

Если учесть, что красный в русском мире — это цвет самовозбуждения и к этому крайнему энергетическому состоянию кипения все время тянется русская душа, то в своем долгоиграющем проекте Юрий Васильев красного совсем не пожалел. Это и красный поросенок, которого отмывают на 48 фотографиях, и березки, выкрашенные в красный на “АРТ-Клязьме”, и безумное красно-черное солнце на видеоинсталляции. А если к этому прибавить черно-белое экспрессивное видео “Мама”, где сильно немолодой громила-сын непрерывно мычит “Мам, Мамама, Ма, Мамм, Маа” под звук двуручной пилы из соседней видеоинсталляции “Фрингилла” и “Золинген”, то вы можете себе представить, что это такое.


СОБЫТИЕ, СЛУЧАЙ, СВИДЕТЕЛЬСТВО

(Наталья Никитина. “Работники искусства”)

Наталья Никитина — филолог, журналист, художественный критик. При этом давно и успешно увлекается фотографией, выставляя плоды своего увлечения на выставках. Давно живет в Германии, но не забывает и Первопрестольную. Сейчас она показывает всем свои фотографии из трех серий: “Русские художники на Западе”, “Портреты на красных занавесках” и “Фабрика мечты — коммунизм”. Первая связана, понятно, с российскими художниками, когда те года так с 87-го начали часто наезжать в Европу, особенно в Германию. Второй проект — тоже конца 80-х — фотографии гостей на кухне кельнской квартиры Натальи. Третий — очень-очень много фотографий плюс 27-минутный видеофильм, который был отснят за те шесть дней, во время которых шла развеска выставки “Фабрика мечты — коммунизм” во Франкфурте-на-Майне в сентябре 2003 года. В общем, выставка крайне актуальна: знакомые все лица, и главное, всех их, за эти годы не помолодевших, можно увидать на биеннальных тусовках.


НОСТАЛЬГИЯ НИ ПО ЧЕМУ

(Михаил Рогинский. “Свое иное”)

Из пяти или шести выставок Рогинского, включая ту, что экспонировалась в Третьяковке, эта одна из лучших. В нее вошли те живописные композиции, которые он создавал в начале 80-х — в самое сложное для себя время, потому что только-только стал эмигрантом. По-настоящему открыв для себя новейшее западное искусство, естественно, стал вспоминать и переоценивать прошлое. Позже назвал его “ностальгией ни по чему”. Но это ничто талант Рогинского превратило в замечательные, излучающие свет и тепло, живые и умные картины. Причем на выставке Рогинский и как бы сам присутствует, и вещает с экрана удивительно умные слова.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру