Дырку в экране закрыли итальянцы

Спецгости рассыпались по Москве

3 февраля 2005 в 00:00, просмотров: 249

Теплолюбивые итальянские художники не побоялись русских морозов, так “удачно” подоспевших к открытию Московской биеннале, и привезли в Первопрестольную два спецпроекта.


Билл Виола. “Приветствие”

(Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина)

Вслед за 45-й Венецианской биеннале (1995) и Эрмитажем (2003) наконец и москвичи могут полюбоваться знаменитой видеоинсталляцией “Приветствие”, созданной по мотивам картины Якопо Понтормо “Встреча Марии и Елизаветы” (1528—1529). Автор “видео” — один из самых значительных современных художников, использующих движущиеся образы и световые эффекты, Билл Виола. В ней он с помощью особой техники замедленной съемки (сделано на 35-миллиметровой кинопленке специальным киноаппаратом, снимающим 300 кадров в секунду, в отличие от обычной видеокамеры, позволяющей сделать 30 кадров в секунду) превращает библейскую сцену в некое странное действо, где благодаря ускоренной в десять раз съемке ему удалось добиться необычайной плавности. При этом сходство с картиной сохраняется благодаря неподвижно установленной камере, вертикальному формату сцены и проекции изображения на плоский экран. Правда, в данном случае художника интересует все же не религиозная история, а социальный аспект. А идея оживить картину пришла ему в голову, когда он наблюдал встречи и прощания в аэропорту и других общественных местах. И получилось, что на фоне урбанистического пейзажа разговаривают две женщины, к ним подходит третья, которая разговаривает с одной из героинь, не замечая другую, затем, преодолев возникшую неловкость, они представляются друг другу и обмениваются любезностями (актрисы Бонни Снайдер, Сьюзанн Петерс и Анжела Блэк, одежды от дизайнера Лиззи Гардинер). Зрелище это получилось поистине мистическим и завораживающим, наполненным неким высшим смыслом. И очень эстетским.


“За пределами собственного “Я”

(Государственный центральный музей современной истории России)

Этот изумительно чистый, удивительно профессиональный и остроумный проект — философское исследование семи молодых итальянских художников: Луки Панкрацци, Джанни Караваджо, Рикардо Превиди, Марио Эро, Марты Дель Анджело, Паоло Кьясера и Кати Ноппс — привезла к нам итальянская ассоциация культуры “Англшотс”. В него включены видеоинсталляции (например, когда экран весь в дырках), видеопроекции, фотографии, живопись, скульптура (в зале валяется огромный валун, сделанный из… пенопласта). И посвящен он исследованию нынешнего состояния общества, построенного на принципах индивидуализма. Ведь забыв про социалистические доктрины конца второго тысячелетия, человек теперь думает только о себе. И ребята захотели понять, что если “слава, богатство, удовлетворение собственного “Я” — понятия, определяющие характер современного общества, а культ потребления, власть, собственное удовольствие за любую цену — пороки, живущие в наших душах”, то осуждают ли они “индивидуализм или принимают его как естественный этап эволюции? Может ли принцип “каждый за себя” быть единственным и верным для равновесия между человеческими существами?” Вот так вот. Не знаю, нашли ли они ответ на эти вопросы в процессе работы и сможет ли ответить на них зритель, но получилось очень красиво.






Партнеры