Погоня за cтихийными деньгами

Туристы пытаются вернуть унесенные цунами доллары через суд

5 февраля 2005 в 00:00, просмотров: 230

Первая тяжба между туристами и агентством из-за денег, безвозвратно унесенных цунами в Юго-Восточной Азии, начнется на днях в Басманном суде Москвы. И это только начало: на подходе сотни исков россиян, потерявших на катаклизме свои кровно заработанные. Случилось то, чего следовало ожидать: компенсировать убытки русских туристов попросту некому. Масштабы катастрофы в российском туристическом бизнесе выяснил корреспондент “МК”.

Первой судебной ласточкой стал иск жителей Ижевска, семьи Шадриных, собиравшихся на новогодние праздники на таиландский остров Пхукет. Цунами подчистую разрушило этот еще недавно шикарный курорт — любимое место отдыха состоятельных русских туристов. Шадрины, владельцы крупного ювелирного магазина, должны были вылететь из “Домодедово” 29 декабря.

— В Москву мы прибыли заранее, утром 27 декабря: я, муж и 10-летний сын, — рассказывает Ирина Шадрина. — Хотели, не торопясь, получить билеты и визы. Выезжая из дома, еще не знали о катастрофе. Остановились у родственников, включили телевизор и испытали шок. От Пхукета, который мы с мужем исходили вдоль и поперек, ничего не осталось. А агенты стали нас убеждать, что в Таиланде все в порядке, рейсы, мол, никто не отменял, полетите по плану…

Шадрины, подобно другим отдыхающим, не понимали, что агенты обманывали их не по злому умыслу. Они были напуганы и растеряны не меньше клиентов. Наличность уже была пущена в оборот: заплачено отелям, авиакомпаниям, экскурсоводам. Туроператоры и рады были бы угодить своим постоянным клиентам — но как? Деньги туристов, как и тысячи человеческих жизней, поглотило беспощадное цунами. Шадрины, уже настроившиеся на отдых и располагавшие достаточными средствами, спешно оформили поездку в Египет. А перед вылетом поручили своему адвокату подготовить иск к турфирме. Требование туристов о возвращении 5,5 тысячи долларов, уплаченных за путешествие в Таиланд, на днях начнет рассматривать Басманный суд.

— Очень обидно, что Шадрины подали на нас в суд, — сказала корреспонденту “МК” Лава Агаева, начальник отдела продаж турфирмы. — Неужели они не понимают, что мы заинтересованы в том, чтобы вернуть деньги, потому что не хотим терять постоянных клиентов? Клиенты заплатили нам, мы — туроператору, который, в свою очередь, расплатился с отелями и авиакомпаниями. Это обычная схема работы. Я стараюсь выбить деньги, но пока безуспешно. Туроператор заморозил выплаты до 1 мая, потому что возвращать нечего. Не с разрушенных же отелей стрясать долги…

И такой кризис сейчас переживают все солидные компании. Повезло в этой ситуации только фирмам-однодневкам, которые нажили на цунами капитал и прикрыли лавочки.

— Турбизнес — такая же пострадавшая сторона. И продолжает нести убытки, — объясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — Люди ошибаются, если думают отсудить большие компенсации. За неисполнение договора по причине форс-мажорных обстоятельств с фирмы могут взыскать только ту часть суммы, которую составила чистая прибыль. А это всего 5—7% или того меньше. Не надо спешить судиться. Компании делают все возможное, чтобы вернуть деньги.

— Есть такое юридическое понятие — невиновный правонарушитель, — комментирует ситуацию председатель общества защиты прав потребителей Григорий Решетов. — Если турфирма докажет, что потеряла деньги из-за катаклизма, то не будет обязана их возвращать. По закону исполнитель договора не несет ответственности, если наступили обстоятельства непреодолимой силы (иными словами, форс-мажор. — Е.М.).

В общем, в нашей стране все опять не как у людей. Наше правительство отсылает деньги, медикаменты и одежду пострадавшим странам. И в общем-то, правильно делает. Вот только своим гражданам власти ничем помочь не могут. Потому что не проработан механизм действия в форс-мажорных ситуациях, нет соответствующих законов и элементарного жизненного опыта. К примеру, в западных странах есть резервные фонды, куда на всякий случай отчисляются деньги. И когда такой “всякий случай” наступает, людям не приходится атаковать суды, а компаниям — собственными силами спасаться от банкротства. Убытки компенсируются из фондов, все довольны и счастливы. Но нам, увы, остается лишь мечтать об этом…




Партнеры