Ордено уносец

Мошенник, воровавший ордена у героев, составлял картотеку своих жертв

— Пусть его посадят. Пусть! Другого подарка к Дню Победы мне не нужно, — голос старика дрожит, щеки бледнеют... — Вы поймите, он не просто награду, он прошлое мое украл. Мерзавец!

Ордена для ветеранов — это политые кровью признания их заслуг, частичка самих себя. А для фалеристов, действующих на “черном рынке”, награды — всего лишь дорогостоящие куски металла. Но чтобы добыть раритетный товар, они тоже готовы самозабвенно, до седьмого пота, трудиться, разрабатывая и воплощая все более изощренные аферы.

Расследование дела одного такого “героя”, жертвами которого стали десятки именитых участников войны, завершили недавно следователи МВД и ГУВД Москвы.

Белорусский след

В конце 90-х годов прошлого века по Белоруссии прокатилась волна краж орденов и медалей у ветеранов Великой Отечественной. Все преступления объединяли схожие детали. К старикам приходил интеллигентный мужчина, представлявшийся журналистом местной газеты. Молодой человек уговаривал рассказать о фронтовых буднях, сочувствовал старикам, а в конце интервью просил ветеранов показать награды, чтобы запечатлеть регалии на фото. Сделав снимки, визитер уходил. Но через некоторое время пенсионеры замечали, что их ордена становились как будто легкими на вес или же с них исчезали порядковые номера. Поняв, что их регалии кто-то подменил на муляжи, пожилые защитники Родины обращались в милицию.

Когда же злоумышленник “взял интервью” у национальных героев бывшей соцреспублики поэта Кондрата Крапива и бывшего партизана, председателя Совмина Белоруссии Николая Авхимовича, президент Александр Лукашенко заявил, что у мерзавца земля будет гореть под ногами, так как отныне его поимка стала делом чести стражей порядка. Злодей, видимо, внял предупреждению главы государства, потому что белорусских стариков внезапно оставили в покое. Вор решил перебраться в Москву.

Фокусы с наградами

О том, что в Белокаменной орудует мошенник-профессионал, милиционеры узнали почти случайно — уж очень чисто действовал преступник. Но даже к криминальным талантам судьба порой поворачивается спиной.

22 января 2004 года в московскую квартиру генерал-лейтенанта авиации Антона Дмитриевича Якименко постучался молодой мужчина, назвавшийся сотрудником красногорского музея, членом местного общества культуры Юрием Тихоновым.

— Он позвонил накануне, — вспоминает ветеран, — сказал, что собирает фотоматериал к праздникам, и напросился в гости.

“Здравствуйте, вы, должно быть, Антон Дмитриевич?” — спросил визитер, когда его впустили в дом. “Да”, — протянул Герой Советского Союза. “Ну а я звонил вам вчера насчет фотографий, помните?” — заявил Юрий и, пожав руку летчику, прошел в комнату, где сидела жена ветерана Варвара Викторовна. “Мне в музее сказали, что надо материал собрать про знаки отличия, — гость быстро огляделся и перешел к сути, — можно ли посмотреть на ваши?”. Супруга летчика принесла из соседней комнаты пиджак, на котором были прикреплены награды.

“А где настоящая Звезда Героя?” — поинтересовался Тихонов, заметив, что раритетная награда заменена на новодел. “Мы ее положили в ящик, — военный показал куда, — а то, мало ли, потеряется или украдет кто...” — “Подделка для фотографии не подойдет, нужна настоящая награда”, — забеспокоился “сотрудник музея”. После, не дожидаясь разрешения, стал рыться в ящике, выискивая Звезду. “О, а вот и она!” — Юрий достал вместе с искомой регалией орден Суворова и орденскую книжку. “Этот мы тоже повесим на китель, — заявил визитер, подняв орден поближе к свету, — только он потускнел, почистите его, пожалуйста, зубной пастой”.

С этими словами визитер протянул награду Варваре Викторовне и незаметно положил документ себе в карман. Женщина удалилась в ванную и через несколько минут вернулась, сжимая сверкающий орден. После этого Тихонов прикрепил Звезду и орден к кителю и сделал снимки Антона Дмитриевича Якименко при “полном параде”. Затем гость заторопился к выходу.

— Поначалу он мне понравился, — вспоминает бывший летчик, — культурный такой мужик, молодой, лет 35, скрытный, правда, сколько я ни выспрашивал его про деятельность красногорского музея, Юрий все отмалчивался.

И все-таки после ухода мужчины на сердце у стариков стало тревожно. Супруга ветерана позвонила дочери и рассказала ей о неожиданном визите. “А вы награды проверяли? — полюбопытствовала женщина. — Посмотрите повнимательнее, может, что-нибудь не так”. Ее родители пригляделись к регалиям и заметили, что на Звезде Героя нет номера (раньше там был №157) и надписи “СССР”. Увидев, что ордена Суворова и Ленина тоже изменились не в лучшую сторону, старики обратились в милицию.

Картотека жертв

Оперативники МУРа от своих информаторов узнали, куда придет негодяй, чтобы продать похищенные награды. И вскоре заковали злоумышленника в наручники на Измайловском вернисаже, где он должен был встретиться с “черным” фалеристом, скупающим краденые регалии. При себе у задержанного оказались ордена, похищенные у Якименко, и белорусский паспорт на имя Юрия Тихонова.

Следователи МВД РФ и 4-го отдела следственной части ГСУ ГУВД Москвы, расследовавшие это дело, до сих пор уверены, что поимка Юрия — событие из ряда вон выходящее. Сразу после задержания оказалось, что паспорт у Тихонова поддельный и нет московской регистрации. На допросах парень представлялся то Тихоновым, то Модекиным, периодически менял показания, а в итоге сказал, что теперь его удел — буддизм. И стал готовиться к “реинкарнации”, показывая серьезность своего намерения встретиться с психиатрами.

Пока задержанный распевал мантры и бился в священном экстазе, стражи порядка искали кого-нибудь, кто мог располагать информацией о прошлом Тихонова. Но почти никто из нумизматов, действующих на “черном рынке”, ничего о нем не знал. Казалось, Тихонов (а может быть, Модекин, а может, кто-то еще) возник из ниоткуда. Поначалу следователи даже окрестили его “мистером Иксом”. Но вскоре сотрудникам правопорядка удалось отыскать дом в поселке Заветы Ильича в Пушкинском районе Подмосковья, где жил задержанный. Там милиционеры нашли 6 ранее украденных орденов, около 20 муляжей наград и архив, в котором содержались сведения о прошлых и потенциальных жертвах.

Читая документы, следователи поразились скрупулезности, с которой преступник собирал информацию о ветеранах. Злоумышленник знал о своих “клиентах” почти все: их биографию, семейное положение, состояние здоровья (на полях нередко встречались пометки вроде “слепой” или “глухой”). Газетные вырезки, данные краеведческих музеев, библиотечные архивы, слухи — Юрий стремился узнать все, что могло принести хоть капельку информации о жертве. Мужчина знакомился с родственниками героев (порой это было на кладбище, куда мерзавец заходил, чтобы посмотреть по надгробным плитам, захоронен ли там тот или иной ветеран), всегда через кого-то оформлял себе пропуска в библиотеки и часами корпел над фронтовыми хрониками и историческими справками, обзванивал советы ветеранов и военкоматы (где ему, как ни странно, нередко называли адреса отставных военных). А подготовившись, навещал очередную жертву. Аферист так умело входил в доверие к пожилым людям, что они теряли бдительность и даже не спрашивали у гостя удостоверение.

Поскольку последняя закладка в архиве лежала на странице, отмеченной буквой “я” (Якименко), следователи предположили, что найденная документация не прихоть сумасшедшего (хотя после инцидента с “реинкарнацией” они во многом не были уверены), и стали обзванивать пенсионеров, имена которых в списке “мистера Икса” были отмечены красным крестиком. Таким образом стражи порядка выяснили, что за минувшие два года в Первопрестольной и ряде других городов (Жуковский, Люберцы, Королев, Рязань) от рук злоумышленника пострадали не меньше 22 участников Второй мировой войны. Среди них шесть Героев Советского Союза и Герой Социалистического Труда.

Бегство в астрал

Вскоре блюстители закона получили ответы от своих белорусских коллег, которые “пробили” присланные им отпечатки пальцев по своим архивам. Выяснилось, что “мистеру Иксу”, ранее неоднократно судимому за мошенничества и кражи, 38 лет и зовут его Юрий Тихонов. Обвиняемый, правда, утверждает, что и это его ненастоящая фамилия. Дескать, белорусы задержали его, когда у Юрия был с собой поддельный паспорт, с которого они и переписали его данные. В любом случае последнюю судимость злоумышленник получил в 1998 году, тогда ему дали семь лет за кражу орденов. Но в 2002 году мерзавец бежал из тюрьмы во время прогулки.

По словам милиционеров, Тихонов во время следствия не очень любил распространятся о своих “подвигах”. Но как-то обронил, что и в его деятельности были промашки — так, один раз, выйдя от очередного ветерана, он обнаружил, что поменял муляжи на... муляжи.

— У меня возникло такое чувство, будто это меня обокрали, — поделился своими впечатлениями со следователями Юрий.

На допросах задержанный утверждал, что закончил семь классов школы для олигофренов, откуда его выгнали за неуспеваемость (следователи проверили эту информацию, и выяснилось, что в подобном учебном заведении действительно учился некий Тихонов). Стражи порядка направили Юрия на прохождение психиатрической экспертизы в институт Сербского.

В первую очередь “мистер Икс” придирчиво осмотрел свои новые “покои” и заявил, что здесь “плохая аура”, которая может отрицательно повлиять на его самочувствие и, соответственно, на результаты обследования. Встретившись с врачами, обвиняемый рассказал, что он слышит дурные голоса, которые мешают ему выходить в астрал и общаться там с духовным наставником. Чтобы заглушить “звуки свыше”, Тихонов даже объявил голодовку (что, по словам медиков, не мешало ему пить чай с конфетами, когда он думал, что за ним не наблюдают). В итоге психиатры пришли к выводу, что Юрий не разбирается в буддизме, что он самовлюблен, эгоистичен и... абсолютно вменяем. “Видимо, он намеревается переселить свое духовное “я” в другое тело, чтобы избежать уголовной ответственности”, — шутят специалисты.

Блюстителям закона удалось вернуть награды только трем ветеранам: генерал-лейтенанту авиации Антону Якименко, бывшему комбату 12-й гвардейской дивизии Кантемировского танкового корпуса полковнику Григорию Добрунову и генерал-полковнику Василию Грабину. Остальное Тихонов успел продать. И все-таки детективы считают операцию по поимке мошенника “с “Лейкой” и блокнотом” удачей. “Как раз ко Дню Победы”, — говорят они.


ИЗ ДОСЬЕ “МК”

ЯКИМЕНКО Антон Дмитриевич — генерал-лейтенант авиации. Летом 1939 года воевал в Монголии в составе 2-й эскадрильи 22-го истребительного полка, сбил не менее трех японских самолетов на Халхин-Голе. Участвовал в боевых действиях над территорией Венгрии, Чехословакии и Австрии. За свою боевую карьеру выполнил около 900 вылетов и одержал 30 побед в двух войнах. Награжден Звездой Героя Советского Союза и орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Суворова 3-й степени и Красной Звезды (трижды).


СПРАВКА “МК”

На “черном рынке” орден Суворова стоит 32 тысячи рублей, Звезда Героя Советского Союза — 90—95 тысяч рублей, орден Кутузова — 32 тысячи рублей, орден Ленина — 45 тысяч рублей. Если к награде прилагается орденская книжка, то цена регалии автоматически возрастает на 30%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру