Не жми на тормоза

Меланхолик — это не диагноз. Диагнозом это становится в школе

10 марта 2005 в 00:00, просмотров: 525

— Ну как мне заставить его шевелиться? — жаловалась мама шестилетнего Вани. — Вечно опаздывает, ничего не успевает. Все делает так тяжело, как будто камни ворочает... Я понимаю учительницу: из себя выйдешь, пока дождешься ответа на простой вопрос. Мямля... А как медленно он одевается! Может, у него какая-нибудь болезнь и надо выписать лекарство?

На самом деле Ваня абсолютно здоров. Его проблема в другом — он так называемый медлительный ребенок. От этого, к сожалению, лекарства нет...

Не тормози!

Этих детей обзывают тупыми, тормозами, даже дебилами. Но все эти обидные прозвища — незаслуженны. “Медленные” ребята ничем не хуже своих сверстников, только делают все в два-три раза неторопливее...

Медлительных детей обычно считают ленивыми, плохо соображающими, этакими Иванушками-дурачками. Но скорость восприятия и обработки информации у каждого человека индивидуальна, как и быстрота выполнения действий. Грубо говоря, одни люди — это Pentium-IV с частотой 2,4 Ггц, а другие — старые добрые 486-е компьютеры со 100 “мегами”... Связано это, как считают специалисты, с особенностями нервной системы человека. “Быстродействие” мозга определяется наследственностью, но важны также условия жизни и воспитания. Известно ведь: северяне гораздо медлительнее южан. Уравновешенный эстонец, например, произносит в минуту десять слов, а эмоциональный итальянец — сто... Но и то и другое — норма.

— В психологии существует понятие “темперамент”, — поясняет директор Института возрастной физиологии РАО, академик Марьяна БЕЗРУКИХ. — Это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. Типы темперамента определил еще древнегреческий врач Гиппократ, живший в IV веке до н. э. Сегодня людей принято делить на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Каждый тип соотносится с показателями психических реакций — их быстротой и силой.

— Дети с сильным типом нервной системы могут долго работать, активно играть, у них высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошие способности к ориентированию в новой ситуации, — продолжает объяснение Марьяна Михайловна. — Дети со слабом типом, напротив, вялы, медлительны, с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются, не могут долго заниматься одним делом. У медлительных детей, меланхоликов и флегматиков, слабый тип нервной системы. Они робки, нерешительны, с трудом находят общий язык со сверстниками. А ребята над ними смеются, дразнят их.

Нерасторопность, неуклюжесть маленьких “ленивцев” вызывает раздражение и у родителей, и у воспитателей в детском саду. Папам и мамам всегда некогда — надо спешить по делам или на работу. Малыша по утрам подгоняют: скорее ешь, быстрее одевайся, ну что ты копаешься... На бегу суют в рот кашу, запихивают в одежду, тащат на улицу. В детском саду — та же история. Дети должны вместе играть, гулять, обедать. И если кто-то не успевает, его начинают подгонять. Хорошо, если только криком... В школе еще хуже. У учителей — жесткий график уроков: сегодня рисуем палочки, завтра — галочки, в конце месяца — буквы. Кто не успел — тот опоздал. “Копуш” и “мямль” не любят — они задерживают класс, сбивают с ритма. К тому же в тетрадках у них, как правило, сплошные каракули, поэтому вместо “пятерок” учитель вынужден ставить “двойки”. А это снижает успеваемость класса...

Медлительный малыш страдает от постоянного понукания. Он чувствует себя ущербным, не таким, как все. На него злятся родители, кричит воспитательница, сердится учительница. А он не может ничего с собой поделать... Он старается все делать быстрее — и еще больше запутывается, теряется. Внутренний дискомфорт порождает ответную реакцию — агрессию, слезливость, истерику. Это только ухудшает ситуацию: над девочкой-плаксой смеются ребята, мальчика-задиру наказывают педагоги. А результат один — нервное истощение и болезни...

Поспешай медленно

У каждого человека индивидуальный темп деятельности. Наиболее ярко это проявляется у радистов. У профессионала — свой “почерк”, который невозможно подделать. Поэтому, кстати, во время войны вражеских “пианистов” стремились захватить живыми и завербовать, чтобы вести “радиоигру”. У ребенка шести лет темп действий тоже индивидуальный — наиболее оптимальный для него. Он не может ускориться или замедлиться — не позволяют особенности нервной системы. А они, как известно, формируются при рождении. Значит ли это, что медлительным детям нельзя помочь, что их удел — быть вечными неудачниками? Ведь самое страшное в современном мире — не успеть, опоздать. Лозунг дня — быстро и еще быстрее. Медлительные дети, наделенные от природы особым типом нервных реакций, становятся аутсайдерами...

Но не все так однозначно. Главное — не торопить “медленных” ребятишек, не подгонять их. Это не только бесполезно, но и вредно. Недаром существует русская пословица: “тише едешь — дальше будешь”. У “медлячков” период вхождения в работу в 2—3 раза длиннее, чем у других детей. Воспитатели и учителя должны это понимать. Но, к сожалению, в отечественных педколледжах и вузах не учат общению с “нестандартными” ребятишками. Программы обучения в школах рассчитаны на некий средний уровень, без учета индивидуальных особенностей. Учитель говорит ребенку: “Расскажи правило”. “Медленный” ученик его знает, но вспоминает не сразу. Нетерпеливый педагог торопит: “Почему молчишь? Не помнишь? Садись, “два”. И спрашивает следующего. А у малыша — обида: “двойка” поставлена незаслуженно...

Особенно любят учителя чтение “на скорость”. Существует даже норма, сколько слов должен прочитать ребенок за минуту. А что он понял из текста — не важно. И потом взрослые удивляются, почему дети не любят читать. А чего любить-то, если нет культуры вдумчивого восприятия книги, если малышей приучают к “механическому” чтению?

Марьяна Михайловна напоминает, что ребенок-тугодум — не умственно неполноценный или дебил. Медленный темп восприятия не означает отсталости в развитии. Дайте малышу больше времени на выполнение задания — результат будет вполне хорошим. Необходимо помнить о плохой “переключаемости” этих ребятишек. Если мама делает с малышом математику, не стоит отвлекаться и объяснять, как пишется та или иная буква. Ребенок как бы “зависает” — начинает обрабатывать в голове новую информацию, а на это требуется время. Маме же кажется, что он “отключился” и не слышит ее...

Скорость подачи информации при работе с “медленным” ребенком должна быть достаточно низкой. При увеличении темпа “загрузки” происходит снижение восприятия. Основные трудности в школе возникают именно из-за этого. Молодые учителя спешат, стараются “впихнуть” в головы детей как можно больше знаний. А раньше учитель несколько раз объяснял новое правило, потом задавал его на дом, обязательно повторял на следующем уроке. Не зря говорят: повторенье — мать ученья.

Особенно сложно медлительным детям на диктантах. Педагоги нередко “убыстряют” текст, глотая слова. Тут и обычному ребенку трудно, что уж говорить про “медлячков”... “Пока пишу одно предложение, учительница уже диктует следующее”, — вот типичная жалоба “медленного” ученика.

Воспитание Обломовых

Развитию медлительности у ребенка может способствовать и его воспитание. Илюшу Обломова, например, в детстве одергивали: “не бегай быстро — упадешь”, “не кричи громко — заболит горло”, “не лезь на сеновал — убьешься”. В результате из вполне нормального, активного ребенка получился увалень, мечтающий лишь о душевном и физическом покое.

Медлительные дети, как правило, вначале не вызывают беспокойства у родителей: не шумят, не бегают, тихо играют в углу, растут как бы незаметно. Но потом, в детском саду и школе, их нелюдимость и скованность приводят к проблемам в общении. Хорошо, если родители вовремя заметят это и постараются помочь ребенку, подготовят его к детсаду и школе. И очень плохо, когда нетерпеливые папы и мамы подгоняют малыша, наказывают за каждый промах. А ему некуда деваться...

Марьяна Безруких приводит такой пример. Слава — первоклассник. Его трудности начались в детском саду: наказывали за то, что медленнее всех одевался, дольше всех сидел над тарелкой. Воспитательницу Слава очень боялся, особенно за ее постоянные жалобы маме. У мамы же были свои личные проблемы в жизни, и медлительность сына ее очень раздражала, поэтому шлепки и затрещины были обычным подстегиванием. В школе трудности возникли с первого дня. Особенно тяжело давалось письмо: Слава так долго и мучительно выводил каждую закорючку, что времени не оставалось. Он пропускал буквы, заменял одну на другую. Постоянные неудачи и перенапряжение не прошли бесследно: мальчик замкнулся, возникла боязнь темноты, появились ночные кошмары. А это невротические расстройства, требующие длительного лечения...

Медлительным детям необходим особый режим учебы: освобождение от группы продленного дня, дневной отдых, длительные прогулки и игры на свежем воздухе, приготовление домашних заданий только в дневное время, по возможности — дополнительный день отдыха посередине недели. И обязательно — терпение и внимательность взрослых. Только так можно вырастить здорового и счастливого малыша.




Партнеры