Русский язык: о сложном – просто, о скучном – интересно®

15 марта 2005 в 00:00, просмотров: 183

Как научиться грамотно писать по-русски, избежав при этом нудной зубрёжки непонятных правил? Как облегчить запоминание многочисленных слов-исключений и так называемых «словарных» слов?

Ни для кого не секрет, что любое обучение будет эффективным, если оно интересно. А интересным оно становится тогда, когда без труда начинает получаться то, что не получалось раньше; когда то, что казалось трудным, непонятным и скучным, оказывается простым и увлекательным.

Заинтересовать учащихся, показать, что русский язык – это не только один из самых трудных школьных предметов, но и богатейшее средство общения, огромный пласт национальной культуры – одна из задач курса «Грамматик».


Для знакомства предлагаю коротенький рассказ о методах, применяемых при обучении русскому языку на курсе «Грамматик», и несколько практических приёмов, позволяющих по-новому взглянуть на трудные правила русской грамматики.


Предлагаемая программа имеет целью повышение практической грамотности учащихся, поскольку умение именно на практике применять теоретические знания в области русского языка позволяет школьнику повысить успеваемость по многим гуманитарным предметам школьной программы, выпускникам средней школы и абитуриентам – успешно сдать выпускной и вступительный экзамен по русскому языку и литературе, а кроме того, уверенное владение устной и письменной речью – самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и профессиональной деятельности.

Используемые сегодня в средней школе учебники русского языка, а также пособия и справочники, предлагаемые для подготовки к экзамену, отличаются большим объёмом, трудны для восприятия, а зачастую и просто малопонятны для неподготовленного читателя.

С другой стороны, при использовании таких пособий и сборников упражнений не обеспечивается возможность самоконтроля: нет ответов на задания, что затрудняет самооценку успешности обучения. Обеспечить же постоянный контроль со стороны преподавателя в условиях общеобразовательной школы представляется весьма затруднительным.

Методы, используемое при работе со слушателями курса «Грамматик», имеют ряд существенных отличительных особенностей:

o Полный отказ от традиционной формы изложения материала (метод «нового взгляда»).

o Представление изучаемых тем в доступной, легко обозримой и запоминающейся форме, с максимально иллюстративными примерами, исключениями из правил и частными случаями.

o Концентрация внимания на наиболее часто встречающихся ошибках (по результатам предварительного статистического анализа их частотности).

o Группирование учебного материала вокруг нескольких «ключевых» вопросов, которые чаще всего задаёт себе пишущий (выбор орфограммы; слитное, раздельное или дефисное написание; твёрдый или мягкий знак и т.п.).

o Использование только необходимого минимума теоретических сведений.


Эти и некоторые другие приёмы направлены на осуществление основного принципа: о сложном – просто, о скучном – интересно – и обеспечивают лёгкость усвоения учебного материала и длительность его хранения в памяти.



Ну, а теперь попробуем проиллюстрировать, как легко запомнить случаи, когда в русских словах после шипящих пишется мягкий знак.


Таких случаев всего три:


1. Глагол

Школьные учебники пишут, что ь после шипящих пишется в окончании глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, в неопределённой форме глаголов и в глаголах повелительного наклонения (при этом некоторые пособия две последние формы именуют «по-научному»: «инфинитив» и «императив»; позвольте спросить: можно ли такие учебники называть после этого пособиями, т.е. книжками, призванными «пособить», помочь?)

Так вот, всей этой абракадабры запоминать не нужно, потому что никаких других форм глагола с мягким знаком в конце в природе не существует. Всё просто: видишь глагол, видишь в конце его шипящую – смело пиши ь.


2. Существительные 3-го склонения

Они так и называются: существительные женского ряда с ь на конце. Если слово сопоставимо с местоимениями она или моя, то это, ясное дело, существительное 3-го склонения, и после шипящих в таких словах пишем ь.

При этом нет нужды запоминать, что ь после шипящих не пишется в существительных мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, в именах существительных 1 и 2 склонения в форме родительного падежа множественного числа, в конце мужских отчеств и в кратких прилагательных… Действительно, зачем запоминать несколько случаев, когда ь не пишется, если можно запомнить только один случай, когда он пишется?


3. Наречия.

Первым делом определяем, что перед нами наречие. Для этого воспользуемся подсказкой:


Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?


В словах, отвечающих на такие вопросы, пишем после шипящих ь.

Три исключения легко запоминаются, особенно девушками: уж, замуж, невтерпёж.



Для контактов:

Центр дополнительного образования «Президентская школа» приглашает на

экспресс-курсы в дни школьных каникул.

Тел: 234-17-77, 243-22-16, 243-22-17.

Наш адрес в интернете: www.president-school.ru

Лицензия МКО №011774




Партнеры