Прощание с казачкой

Умерла Клара Лучко

28 марта 2005 в 00:00, просмотров: 249

В субботу утром скончалась народная артистка СССР Клара Лучко. 1 июля ей должно было исполниться 80 лет. Об этом задумались, только когда ее не стало. Как, Кларе Лучко было почти 80 лет? Не может быть! Настолько хорошо она всегда выглядела — бодро и жизнерадостно. Ни одно крупное киношное событие невозможно было представить без элегантной Клары Степановны. А ее знаменитые шляпки! Каждый раз в новой: изысканной, с вуалеткой, из-под которой — ее знаменитая лучистая, словно подтверждающая фамилию, улыбка. Клара Степановна Лучко была, если так можно выразиться, “визиткой” отечественного кинематографа, его славой, той, которую любили миллионы, знали несколько поколений.


Она дебютировала, едва начав учиться во ВГИКе, — в 1944-м, в фильме “Белорусский концерт”. Уже третья ее роль, в “Молодой гвардии” (1948 г.) Сергея Герасимова, сделала ее знаменитой. А через год “Кубанские казаки” принесли ей всенародную любовь, которая оставалась с ней до конца жизни. А ведь она поначалу не хотела играть Дашу Шелест, думая, что это не ее роль. За ней тогда ухаживал сам Пырьев, но она отдала предпочтение своему партнеру по фильму Сергею Лукьянову. У них был очень яркий роман. Они поженились, и вскоре родилась дочь Оксана.

У Клары Лучко около 60 ролей в кино. Ее фильмы до сих пор не сходят с экранов: “Большая семья”, “Двенадцатая ночь”, “На семи ветрах”, “Дача”, “Цыган”, “Ларец Марии Медичи”, “Мы, нижеподписавшиеся”, “Карнавал”, “Возвращение Будулая”...

Ее звали сниматься и сейчас, во времена, когда модны молодые актеры. “Солнечный удар” Рудольфа Фрунтова вышел на экраны в 2002 году. Работу над последним своим фильмом — “Парк советского периода” Юлия Гусмана — она не успела закончить...

Друзья и коллеги Клары Лучко вспоминают о ней тепло.

Татьяна ЛИОЗНОВА, кинорежиссер:

— Мы с Кларой с одного курса, “молодогвардейцы”. Сергей Герасимов ее позвал на роль тети Олега Кошевого, а я на картине работала ассистентом режиссера (тетя Кошевого была хохлушкой, поэтому на ее роль и выбрали Клару). И хотя я больше дружила с Мордюковой и жила с ней в одной комнате в экспедиции в Краснодоне, получилось так, что Нонну я ни разу не сняла, а Клару — в двух картинах. Это “Карнавал”, где она играет мачеху героини Ирины Муравьевой, в дом которой она приходит в Москве. И “Мы, нижеподписавшиеся”, в котором, я считаю, Клара сыграла самую лучшую свою роль. Я очень люблю эту ленту по сценарию Александра Гельмана, потому что в ней мне удалось очень хорошо поработать с актерами. Клара играла одну из сотрудниц строительного треста — принципиальную, неприступную, не склонную к каким-то компромиссам. При этом она была тайно влюблена в героя Юрия Яковлева, который возглавлял комиссию. Наверное, драматург этого не предполагал, но я сделала так, что героиня Лучко пошла против своих принципов, потому что в ее душе жила безнадежная, но сильная любовь.

Я знаю, Клара потом жаловалась, что на площадке я всегда оказываю предпочтение мужчинам — менее требовательна к ним и снимаю в первую очередь, когда речь идет о крупных планах. Но тут Кларочка не права. Я рада, что благодаря участию в фильме “Мы, нижеподписавшиеся” она открылась как серьезная психологическая актриса.

Я очень переживаю, что уходит наш курс... Теперь нас, “молодогвардейцев”, осталось совсем мало...

Наталья ФАТЕЕВА, актриса:

— С Кларой Степановной мы работали в попечительском совете Киноцентра. Последний раз виделись несколько дней назад. Вместе ходили к Владимиру Досталю с документацией на оказание помощи артистам-ветеранам и студентам. Она, как всегда, была безупречно одета, хорошо выглядела, казалась бодрой. Не скажу, что Клара делилась со мной планами, просто упомянула, что ложится в больницу на обследование. Она всегда тщательно следила за своим здоровьем. И упомянула, что вынуждена разрываться между больницей и съемками в Питере. Клара посетовала, что нынче киношные смены длятся по 12 часов, а не по восемь, как раньше. “Ну ничего, — улыбалась она, — справлюсь!”

Клара не любила жаловаться. Представляю, как ей было непросто выдержать такие съемки. Ведь кроме длинного рабочего дня артист должен прийти на грим как минимум за час до начала, а еще примерки костюма и прочее...

Как она умела организовывать все в своей жизни: и творческие планы, и общественную работу, и уход за здоровьем! Но тут ничего предугадать было нельзя. У нее оторвался тромб...

Известие о ее смерти выбило меня из колеи. Ведь тяжело навсегда прощаться с добрым, светлым и отзывчивым человеком.

Лариса ЛУЖИНА, актриса:

— Я виделась с ней совсем недавно в клубе “Эльдар”. Поздравляли друг друга с Восьмым марта...

Для меня это страшный удар. Я испытала подобное, когда у меня умерла мама. Мы с ней очень дружили. Она обижалась, когда я называла ее Кларой Степановной. К сожалению, нам довелось сниматься только в одной картине — “Виновата ли я”. И вместе принимали участие в передаче на канале “Культура”, по-моему, она называлась “Линия жизни”.

Она была удивительно светлым человеком, излучала добро. Ее отзывчивость была безграничной. Когда она узнала, что Михай Волонтир — ее партнер по фильму “Цыган” и “Возвращение Будулая” — очень болен, она была первая, кто поспешил ему на помощь, ей удалось найти спонсоров, деньги на лекарства и вообще сподвигнуть людей не оставить его в болезни.

Мне она помогла с квартирой. В те далекие советские времена я жила в очень маленькой квартирке, новую мне не давали. Так она вместе с Петром Глебовым пошла в Моссовет просить за меня.

Успокаивает одно: что Богу тоже нужны хорошие люди.

Юлий ГУСМАН, режиссер. Весельчак и балагур, он едва сдерживает слезы...

— Говорят, что смерть ни с кем не вяжется... И уж тем более с Кларой Лучко. Она только-только закончила сниматься у меня в картине “Парк советского периода”. Как же интересно было с ней работать! Она вся была такая веселая, заводная, молодая!

— Что за роль была у Клары Степановны?

— Небольшая, но очень интересная. Она играла как бы себя саму. Юную звезду фильма “Кубанские казаки”.

— Клара Степановна успела озвучить свою роль?

— Нет, к сожалению. Но мы вчера говорили с нашими звукорежиссерами и решили, что в фильме будет звучать только ее голос. Другая актриса не будет озвучивать роль Лучко. Сейчас технически возможно сделать так, чтобы в фильме прозвучал голос этой великой актрисы.




Партнеры