Министры-пофигисты

Дешевый бензин останется только у чиновников

Сегодня в Госдуму придет целая министерская делегация. Греф, Артемьев, Гордеев, Христенко должны объяснить депутатам, как будут сдерживать рост цен на топливо в период весенне-полевых работ. 31 марта правительство поручило этим чиновникам подготовить свои предложения и представить их в недельный срок. Прошло две недели, но ничего внятного мы пока не услышали.


Впрочем, это понятно. Неделю предложения собирали, потом неделю систематизировали (то есть ксерокопировали и подшивали), еще минимум неделю будут анализировать. И только после этого правительство начнет “решать вопрос”. Так что к концу апреля мы, может, и узнаем, что придумали в Белом доме. А реализовывать идеи начнут в лучшем случае после майских праздников. Когда посевная заберется в районы самого Крайнего Севера. А во всех остальных местах уже закончится. К тому же и так ясно: ничего принципиально нового министры не предложат. Кроме как добавить их ведомствам полномочий или организовать биржи в ближайшие три года. Греф вообще заявил, что причина высоких цен на бензин — резко подорожавший в мире баррель.

Вот только на нефтяников это вряд ли подействует. Поскольку при цене свыше 25 долларов за баррель 94% всего прироста цен отходит в госказну. А им от сверхдоходов остается всего лишь 6%. А еще, получая основную выручку в слабеющих долларах, нефтяники большую часть своих расходов (на транспортировку, повышение зарплат, замену оборудования и т.д.) несут в крепнущем рубле. Впрочем, менее всего нас заботит “бедственное положение” нефтебаронов и приближенных к ним лиц. Им хватает не только на жизнь. Не зря же во многих российских глянцевых журналах появились предложения о продаже самых что ни на есть настоящих островов. Олигархи не обеднеют даже в тех условиях, когда кормящая их отрасль начнет окончательно загибаться.

Можно, конечно, как украинские соседи, ввести фиксированные цены для агропрома и начать подкрашивать топливо (только у нас это будет явно не оранжевый краситель…) для сельхозпредприятий, чтобы его не гнали “налево”. И разослать “комиссаров премьера” на каждый нефтеперерабатывающий завод, как это сделала Тимошенко. Вот только НПЗ у нас, в отличие от Украины, — не шесть, а гораздо больше. И за всеми не уследить. Можно даже ввести временный (на период посевной) мораторий на экспорт нефтепродуктов. Только олигархи постараются потом наверстать упущенную прибыль. Да и от высоких цен на бензин страдают не только аграрии, но и не меньше 20 млн. семей, имеющих автомобили. То есть, исходя из среднего состава семьи (3 человека), более трети всего населения страны.

Между тем рецепт, после которого правительство будет вправе спросить нефтяников о снижении цен внутри страны, существует. Есть такая штука — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сейчас НДПИ напрямую зависит от мировых цен на нефть. Чем они выше, тем больше отходит государству не только от экспортных пошлин, но и от добычи самой нефти. Платят НДПИ все одинаково: и олигархи-экспортеры, и маленькие независимые компании, работающие только для российских НПЗ. Платят одинаково, а доходы получают разные.

Уже не меньше года муссируется идея о том, что НДПИ надо дифференцировать. То есть с экспорта брать по полной, а для внутреннего рынка ввести более льготный режим. Однако недавно глава Минфина Алексей Кудрин заявил: в этом году менять налог не будут. А значит, все останется по-прежнему. Бензин будет дорожать, а министры — придумывать все новые отмазки. Они, в отличие от нас, заправляются не из собственного кармана.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру