Тихая обитель

Шесть веков на берегах Оки совершаются чудеса

Серпуховский Введенский Владычный монастырь богат на предания. За пятьсот пятьдесят лет много чудес, исцелений и знамений связывает людская память с его святынями. К здешней иконе “Неупиваемая чаша” со всей страны везут хронических алкоголиков, а бездетные семьи увозят в разные города рукавицы, освященные на гробнице святого Варлаама. Не обходится и без курьезов: недавно прошел по Серпухову слух, что знаменитый монастырский павлин Жако замяукал по-кошачьи и научил мяукать двух недавно приобретенных для него пав. Как-то несолидно себя повел Жако, все ж таки подарок губернатора и всевозможно растиражированный символ города…


“Это у него от серости общения, — улыбается монастырский охранник Александр. — На Жако посмотреть сбегались коты со всей округи. Мяукали перед клеткой: птица — не птица? Хвост распустит — веер из перьев на три метра. Русским котам такого чуда не понять…”.

Подходим к новенькой синей клеточной ограде, за которой в отдельной келье о высоком крыльце живет павлинья семья. Молодая улыбчивая монахиня открывает дверь, и из кельи после краткой перепалки осторожно выходит на свет божий Жако. Царский хвост, изящный хохолок, перламутровое, мерцающее темно-синими огнями южной ночи оперение. Зрелище необыкновенное. Следом на желтый песок выступают павы. Тут же упитанный рыжий кот заинтересованной рысцой бесшумно пробежал по песку. “Брысь!” — прикрикнула монахиня. Птицам, конечно, коты ничего не сделают: Жако во всеоружии — удар хвостом или клювом может покалечить не только кота.

Позировать камере Жако не собирался — свой роскошный хвост, который считается символом Серпухова, он демонстрировать не стал. Зато прокричал своим тоскливым восточным голосом так, что слышно было, наверное, и за оградой монастыря. “Представляете, как пугались по ночам паломники”. — “А как же мяуканье?” “Мяукает, — заверил Александр. — Только прессу не любит”.

* * *

Этот старейший русский монастырь овеян мифами и легендами. Своим возникновением он обязан собирателю русских земель митрополиту Алексию. По преданию, услышал Алексий голос Божией Матери, исходящий от ее иконы. Она указала ему угодное место — глухой сосновый бор на высоком берегу реки Нары, притоке Оки. Стратегически место было выбрано идеально: здесь была удобная переправа, а со сторожевых башен далеко просматривалась береговая линия обороны.

Алексий послал своего любимого келейника Варлаама на осмотр места под строительство. Но, вернувшись с докладом, Варлаам внезапно упал мертвым. И случилось следующее чудо: Алексий в горе упрекнул Богородицу: кто же возглавит теперь высокую миссию? На что она ему сказала: “Возьми его за руку”. Алексий взял старца за руку — и тот воскрес. Лишь перед смертью признался Варлаам, что видел Богородицу в том кратком смертном сне. По его видению была написана главная святыня монастыря — чудотворная икона “Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых”.

Гробница первого строителя монастыря Варлаама находится у подножия соборного храма. К мраморному надгробию ежедневно уже в течение шести столетий приходят паломники — они верят, что святой Варлаам исцеляет бесплодие, глазные, костные, раковые заболевания. Строители, ведущие здесь десять лет реставрационные работы, заметили: в определенном месте у гробницы некоторые люди вдруг начинают голосить и бесноваться. В монастыре считается, что это Варлаам изгоняет из паломника злого духа. Перед тем как приступить к реставрации, монастырь по своему почину провел на его территории археологические исследования. Были найдены старинные монеты и черепки. Но самой драгоценной находкой монастырь считает строительный мастерок XVI века. Возможно, к нему прикасалась рука святого старца.

Другое предание утверждает, что во время длительного противостояния на разных берегах Оки сорокатысячного ополчения, собранного царем Борисом Годуновым, и полчищ крымских татар из задней калитки монастыря выехал великомученик Георгий на белом коне и помчался в сторону неприятеля. В честь защитника Георгия Борис Годунов на свои средства возвел здесь двухъярусный храм. К сожалению, сейчас установить местонахождение той калитки нельзя — в XIX веке монастырь претерпел значительную реконструкцию.

По легенде новейшего времени, между Введенским женским и Высоцким мужским монастырями, разделенными лишь узкой Нарой, когда-то существовал подземный ход. Охранник Александр, всю жизнь проживший в Подмонастырной слободе, как раньше называли этот район, помнит, что в восьмидесятых годах из-за наводнения обрушилась часть противоположного берега под Высоцким монастырем, и обнажилась выложенная камнями шахта. Вход быстренько заколотили, залили бетоном и замаскировали — охотников за мифической библиотекой Ивана Грозного (по одной из версий, она могла быть спрятана в Серпухове) много, но лазание по старинным подземным ходам — дело опасное. Игуменья Алексия развенчивает миф о тайных встречах монахов и монахинь: “Наш монастырь основывался как мужской, а женским он стал только в 1806 году. Если и был подземный ход, то он мог иметь лишь военное назначение. Соединял два монастыря и Соборную гору. Это место постоянно подвергалось нападению со стороны кочевников. Поэтому два монастыря и храм на Соборной горе образовывали замок. Такая система точно существовала: выложенные из кирпича ходы, по которым можно было ползти”.

После Первой мировой войны в Серпухове обосновался Центр по обучению пилотов экипажей самолета Сикорского “Илья Муромец”. Центр существовал до 1918 года. Под стенами Владычного монастыря на выпасном лугу был оборудован аэродром. Затем постановлением правительства, подписанным Лениным, при Серпуховском монастыре создали “Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания”, возглавил которое летчик А.В.Можаев. Следующим этапом стало возникновение школы бомбометания, к которой были прикомандированы многие знаменитые впоследствии авиаторы: Михаил Громов, Валерий Чкалов, Борис Кудин… В 1978 году из монастырских корпусов, превращенных в общежития, выселились последние семьи летчиков. Семнадцать лет запустения и вандализма превратили некогда богатый монастырь в руины.



* * *

Но, пожалуй, настоящим, зримым чудом можно назвать возрождение монастыря из полного небытия десять лет назад.

5 мая 1995 года по благословению Священного синода жизнь в монастыре возобновилась. Настоятельницей Синод назначил молодую монахиню Алексию. Молодая настоятельница приняла, как сейчас называют, сложный объект. Ни у одного здания в ее хозяйстве не было ни крыши, ни пола. Храмы — без куполов. Началась жизнь монастыря с пожертвования в сто долларов и взятых на реализацию книг и икон. Конечно, спонсоры Серпуховского женского монастыря далеко не так щедры, как покровители знаменитой Оптиной пустыни. И реставрационные работы идут не так споро, как хотелось бы Алексии. И есть претензии к властям всех уровней. Например, налог на имущество, коммунальные услуги монастырь оплачивает, как частное предприятие. Зачастую настоятельнице приходилось сталкиваться с такой типичной реакцией чиновников: “А почему мы должны вам помогать, ваш монастырь — вы и восстанавливайте!”. Чиновники обычно не учитывают того, что монастырь этот, так же как и другие исторические памятники федерального значения, — собственность государства, а значит, и города.

В ночь на 7 декабря 1997 года кто-то украл монастырские колокола. 4 января их подбросили назад. 22 декабря 1998 года на монастырскую ограду кто-то повесил тело умершей пожилой женщины. А к каждой Пасхе на стенах появлялся знак зверя — три шестерки. У восемнадцати монахинь, проживающих в обители, сомнений не было: это не хулиганство, это ответные происки сатанистов. Монастырь вынужден был обзавестись охраной.



* * *

В нынешнюю Пасху в монастыре было особенно много паломников. Кто-то живет здесь месяцами и исполняет монашеское послушание, кто-то приезжает просто помолиться у чудотворных икон. Что удивительно: здесь с 1999 года мироточат даже иконы, изготовленные типографским способом. Объяснить это никакими физическими законами невозможно. (Впрочем, Алексия вспомнила одного ученого, который то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что как раз мироточивость “типографских” изделий еще можно как-то истолковать, но внятного ответа монахини от него все же не получили). Как это происходит: сначала на внешней стороне стекла киота появляется масляное пятно, потом капли набухают и начинают стекать. Монахини заметили: явление это не только к праздникам, но и к скорбям или даже просто к неприятностям, связанным с общей жизнью монастыря.

Впрочем, есть и такое наблюдение: дважды в год мироточит список чудотворной иконы “Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых” для группы паломников из Одессы. Кстати, так же поражает паломников и второй список, находящийся в мужском Высоцком монастыре. А вот подлинник “Введения” после закрытия монастыря попал в Серпуховский историко-художественный музей, где он и находится до сих пор. Сейчас идут переговоры о возвращении иконы Владычной обители.

В одном из последних писем Алексия получила такое известие: женщина из Санкт-Петербурга утверждает, что, прикладывая варежку Варлаама к животу, смогла родить здорового ребенка вопреки прогнозам врачей. Дело в том, что на сроке девять недель рост плода остановился, и женщину стало мучить подозрение о том, что ребенок погиб. Неделю она проходила с привязанной к животу варежкой. Прошла не только боль — прибавился вес, и, когда женщина обратилась к врачу, тот в изумлении поставил ей срок — двадцать две недели. Алексия объясняет это чудо так: “Скорее всего плод плохо развивался, а после наверстал все упущенное”.

И еще одно совершенно необъяснимое с точки зрения официальной медицины чудо: здесь реабилитируют наркоманов. С 1997 года. Монахини говорят, из “ломки” человек может выйти на двух таблетках баралгина на ночь — благодать места помогает. Правда, оговариваются: если, выйдя из стен монастыря, не оставишь Бога, то наверняка расстанешься с наркотиками. И вспоминают одну очень запомнившуюся здесь девушку из Тольятти. Прожила в обители долго, но так и не поверила в Бога. Ее родители пишут Алексии, что хоть и перестала дочь колоться, но пристрастилась к алкоголю. “Сколько же нужно здесь у вас пожить, — спрашиваю, — чтобы получить положительный результат?”. Оказалось, не меньше года… “И тогда в душе наступит тот самый переворот, после которого нет возврата к прежним соблазнам. Ведь искушается человек скорбями и неприятностями. А здесь — тихая обитель, духовная теплица”…

Наверное, действительно, все-таки важнее лекарств особый “тепличный” микроклимат монастыря. За десять лет около двадцати девушек и женщин, страдающих пристрастием к алкоголю и наркотикам, вернулись к нормальной жизни. География расширяется, теперь сюда едут на реабилитацию не только из Москвы и Подмосковья.

Говорят, что осенью 1941 года на монастырь было сброшено 18 бомб и ни одна из них не разорвалась. Разве не чудо? Вот уже десять лет каждое утро начинается для монахинь в половине шестого утра с молитв и послушаний. Первая трапеза в одиннадцать часов. Затем до половины четвертого — очередное послушание. В пять — вечернее богослужение. В половине восьмого — вечерняя трапеза. В девять вечера — правило. В одиннадцать — отход на покой. И так — каждый день. Тихая, размеренная жизнь. Такая жизнь с ее обетами целомудрия, послушания и нестяжания не всем по плечу. Но год от года паломников и послушниц в Введенском Владычном монастыре становится все больше.

Год назад мы с игуменьей Алексией разговаривали о таинственных свойствах святой воды. Она вспомнила телевизионную передачу, в которой какой-то доктор наук объяснял, что святая вода по своей молекулярной структуре отличается от простой воды. “Если простая вода имеет хаотичную молекулярную структуру, — говорила Алексия, — то святая — четко выстроенную. Говорят же “капля море освящает”. Мы все в это верим. Что капля святой воды освятит любой сосуд с простой водой”.

Может быть, возрождающиеся монастыри и есть те самые капли, которые могут избавить наш мир от хаоса?




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру