Проснись и пой!

Итоги московского тура конкурса имени Миронова

31 мая 2005 в 00:00, просмотров: 460

Последний бой, как известно, он трудный самый. К бою, то есть финалу Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова, фактически готовы столичные артисты. На днях в Доме актера завершились отборочные туры. Наконец названы имена тех, кто представит Москву в финале. Хотя принимать решение жюри было ох как не легко.


А что такое, господа, актерская песня? Каждый год, как только мы затеваемся с фестивалем, нас терзают этим вопросом. И мы нечленораздельно отвечаем: “Видите ли, актерская — это... Ну, когда... В общем, вы сами понимаете”. И это говорят не новички, не случайные люди в этом деле. Такая неопределенность возникает от зыбкости понятия “актерская песня”. С одной стороны, вот выходит на сцену человек с дипломом актерской школы, правильно поет, как его учили, а получается... Либо как на плохой эстраде, либо еще хуже — в попсе конкуренция будь здоров и не позволяет плестись в хвосте. На театре же песня рассматривается как сопутствующий мастерству товар, а значит, нечто второстепенное.

Но так думают лишь те, кто не желает вырваться за рамки привычного формата и предпочитает поднывать о трудностях актерской жизни: мол, ролей нет, режиссеров — тоже. А те, кто не хочет мириться с актерской зависимостью, сам находит роль и сам себе становится режиссером. Песня — отличный способ для этого.

Что показали полуфинальные игры с актерской песней? На старт в Москве вышли 58 человек. В финале оказались только пять. Имена счастливчиков мы назовем дальше. А пока же — несколько выводов, обнадеживающих и полностью безнадежных.

Вывод позитивный: актерская песня становится все более популярной. Достаточно было посмотреть на праздничные программы ТВ (новогодние, дамские, военные), чтобы понять одно: “ящик” хватается за актерскую песню, как утопающий за соломинку, и поэтому многие программы строит не на попсе, а именно на актерском вокале. Во многом этому способствовал наш фестиваль: за 15 лет существования он все-таки был той каплей воды, которая проточила камень. И не случайно на отборочные туры вышло артистов в два раза больше, чем обычно.

Но количество не всегда переходит в качество. И в этом мы убедились в Доме актера. Вот на сцене Евгений Дремин, актер Театра им. Моссовета. Отличный голос, отличные внешние данные, но репертуар, который он предлагает, убивает все шансы, которые у него были. “Разрыв любви” (слова Поперечного, музыка Птичкина) — не более чем среднестатистическое эстрадное исполнение 20-летней давности. Жаль парня — пролетел мимо. Еще больше жаль молодую актрису “Современника” Дашу Белоусову, которая сошла с дистанции, потому что неправильно соотнесла свои возможности с выбранными песнями. По ее поводу в жюри много споров.

Юрий Васильев:

— Видно, что она хорошая актриса. Характерная.

Владимир Дашкевич:

— При чем здесь она и “Взгляд твоих черных очей”? Она не чувствует старинного романса.

Вадим Жук:

— Мне понравилось, но ей нужен другой репертуар. В следующем конкурсе имеет все шансы на победу.

Дебаты почти по каждому артисту, кто представляет интерес. Студент режиссерского курса РАТИ Андрей Горбунов неожиданно решает исполнять хит Андрея Макаревича “Перекресток”. Он поет его от лица гаишника, и это выглядит очень обаятельно и смешно. Жюри даже пожалело, что Андрей не смог помочь многим соискателям: у их номеров явная проблема с режиссурой.

Как из года в год показывает наш конкурс, актерская песня — это тест на профессиональную самостоятельность. Она требует от артистов собрать, если надо, команду музыкантов, самому решить песенный номер. Увы, немногие этим отличились, за что, собственно, и пострадали.

Редкий подход демонстрирует актриса кино Ирина Медведева. Она не идет по пути наименьшего сопротивления, а берет в качестве конкурсной песни достаточно сложное произведение — “Страдальную” Валерия Гаврилина. Вторая песня — польская, с использованием модного сейчас во многих клипах приема синхронного перевода. На сцене выглядит это так: Медведева кокетливо поет текст на польском языке, а у соседнего микрофона “переводчик” мрачным голосом дает краткое содержание песни. Естественно, что Ирина проходит в финал. Знакомим вас с этой актрисой.

Закончила Белорусскую академию искусств в Минске, с первого курса снималась в клипах, работала в Минске в театре армии. Два года в Москве, снимается в юмористической телепрограмме “Дорогая передача”, сыграла небольшую роль в блокбастере “Бумер”.

— Я давно мечтала участвовать в конкурсе Миронова, но в Минске мне сказали, что он закрылся. И только в Москве я узнала, что он процветает, и тут же подала заявку.

— Вот ты только что выступила с двумя интересными номерами. Тебе кто-то помогал их ставить?

— Нет. Гаврилина я сделала, еще когда училась в институте на третьем курсе. Я считаю, что просто петь песни неинтересно. Нужно обязательно что-то придумать.

— Что ждешь от конкурса?

— Хочу хорошо показаться. Рассчитываю на победу.

На финишную прямую вместе с Ириной Медведевой от Москвы вышло еще четыре человека. Вот их имена:

Анастасия Белукова (студентка РАТИ), Мария Пьянова (ВГИК, мастерская Владимира Грамматикова), Ирина Медеведева (актриса кино), Олег Морозов (актер кино) и весьма любопытный дуэт — Иван Замотаев и Александр Нестеров.

Последняя пара — комическая, большие мастера музыкальных пародий. Их первая вещь — свой взгляд на песни Александра Басилаи к кинофильму “Свадьба соек” и русскую народную “Светит месяц”. Однако у этих ребят в финале будут серьезные конкуренты из Екатеринбурга в лице ансамбля студентов театрального института, которые делают изумительные и виртуозные пародии. Но это — впереди.

Подводя итоги московского тура, хочется пожелать участникам будущих конкурсов одного: не быть ленивыми в изучении рынка песенной и музыкальной продукции своих коллег в России и особенно за рубежом. На наш вопрос: “Песенные программы каких артистов вы можете назвать?” — в ответ были многозначительные паузы. А между тем информации на разных носителях (диски, видео- и аудиокассеты, DVD) существует очень много. Артисты, именитые и не очень, ищут, копают, сочиняют и такое выдают, что диву даешься. Например, знаменитая немецкая актриса Ута Лемперт (известна у нас по фильму “Прорва”) не так давно выпустила на DVD две программы: одна — на музыку одного из самых театральных композиторов Курта Вайля, другая — по письмам (именно по письмам) отца и сына Моцартов.

Так что, артист, проснись и пой!

В ближайших номерах мы расскажем о других московских финалистах.




Партнеры