На птичьих правах

Люди совсем выжили из Москвы крылатых хищников

О том, что в столице гнездятся ястребы и соколы, почти никто не знает. Но экологи из Международного фонда защиты животных (IFAW) решили пополнить ряды летающих хищников в городе. Они впервые выпустили двух ястребов на волю, а еще девять пострадавших хищных птиц поместили в вольер на территории “Лосиного Острова”, где те будут тренироваться до 15 августа. А затем вернутся в дикую природу.


Первый вольер для попавших в бедственное положение птиц разместился на биостанции с говорящим названием “Птичий сад”. Он представляет собой огромную беседку, стены которой — беговая дорожка для птиц. На крыше, обтянутой прозрачной сеткой, — дверь. Когда птиц выпустят, возле нее будет постоянно лежать корм. И если пернатому больше понравится жить в вольере, он сможет вернуться в любой момент. Дизайн вольера придумал орнитолог, координатор программ спасения и реабилитации диких животных IFAW Сергей Ганусевич. Цель проекта (который уже поддержала и администрация “Лосинки”, и Минприроды) — дать животным еще один шанс выжить в дикой природе.

...Надев специальную перчатку, Ганусевич аккуратно, как букет, вынимает из клетки ореховоглазого сокола-дербника — маленького, но отважного охотника. Вообще-то дербник — птица северная, но в ноябре, пролетая над Москвой в сторону теплых краев, он стукнулся о “Газель” и долго не мог летать. Пролечившись в птичьем госпитале, дербник попал к экологам. Отряхнувшись, дербник взлетел, но, стукнувшись о стену, передумал и решил передохнуть.

— Ничего страшного, — говорит Ганусевич. — Они быстро здесь сориентируются.

Следующим из клетки достали большого осоеда — птицу немного странную. Найдя осиное гнездо, осоед может неделями сидеть в засаде, как загипнотизированный, пока не съест всех обитателей гнезда. Часто впавших в транс осоедов находят люди и забирают домой подлечить. А иногда эти птицы становятся добычей собак.

Всех хищников, и помещенных вчера в тренировочный вольер, и выпущенных на волю, нашли люди в Москве и Подмосковье. Некоторое время крылатые хищники жили в закрытых помещениях: их кормили с рук, лечили. Через пару месяцев у них закончится линька, и их можно будет отпускать. Правда, у трех птиц (быстролетного сокола-чеглока, которого чуть не заклевали вороны, и двух соколов-пустельгов) навыки полета утрачены, увы, навсегда. Экологи планируют передать их в добрые руки.

Двух птиц вчера отпустили с концами. То есть с кольцами (если люди найдут их вновь, будут знать, куда вернуть). В пойме Яузы выпустили на волю ястреба-тетеревятника (самого активного хищника) и мышеядного ястреба-канюка. Тетеревятник жил в неволе с осени, у него было серьезное отравление, а канюка принесли всего неделю назад.

— Сейчас вечер, птицы откормлены, вороны не активны, — удовлетворенно вздыхает Ганусевич. — Отсидятся на дереве, попривыкнут — а утром на охоту.

...Как ни странно, хищные птицы — одни из самых уязвимых в природе. Они стоят вверху пищевой цепочки, а значит, к ним попадает вся химическая дрянь (через тех же мышей, которые ели траву, обработанную пестицидами). А в большом городе птицы страдают от машин (они часто попадают в “аварии”), проводов. Серьезный враг хищника — вороны. Они видят слабую птицу за версту, нападают на нее стаей и начинают по очереди выщипывать перья долыса. А потом добивают.

Столичные власти пытаются сейчас создать службу спасения диких животных, но пока это лишь проект. Поэтому, если вы найдете попавшего в беду хищника, передайте его в IFAW.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру