Антитриллер

Никола Пьованни: “Я приехал в Россию из любопытства”

Итальянский композитор и член жюри XXVII ММКФ Никола Пьованни — один из самых успешных в мире авторов музыки к фильмам. Достаточно сказать, что у него за плечами 11 лет совместной работы с гениальным режиссером Федерико Феллини. В 1998 году Пьованни получил “Оскар” за музыку к фильму Роберто Бениньи “Жизнь прекрасна”. Уже четыре года маэстро Пьованни гастролирует по Европе с концертами, исполняя киномузыку. Он очень надеется, что однажды такой концерт состоится в Москве... Несмотря на напряженный график, по которому живет синьор Пьованни, как член жюри фестиваля он дал эксклюзивное интервью “МК”.


— Чем, по-вашему, отличается музыка к фильмам от просто музыки?

— В целом музыка к фильмам — более описательная, прикладная, что ли. Композитор кино — не режиссер, и ему не надо выставлять себя и свою музыку на первый план. Он должен держаться немного сзади. Но когда играешь ее в концертном зале — это та музыка, которую просто слушаешь.

— Идеальная музыка кино — какой она должна быть?

— Идеальная музыка — та, которой удается проникнуть в содержание фильма. Музыка должна передавать то, что невозможно сделать словами и изображением, а не дублировать уже сказанное.

— Образцы таких фильмов назвать можете?

— Прежде всего фильмы Феллини.

— Когда вы писали музыку к “Воскресенью” братьев Тавиани, снятому по роману Льва Толстого, вы считали необходимым использовать национальный музыкальный колорит? Или музыка к фильму должна быть вненациональна?

— Поскольку фильм о России, то в задачу режиссеров, как и в мою, входило воспроизвести Россию, так сказать, предметно-буквально. Не боясь показаться неоригинальным, скажу, что в нашей жизни Россия занимает очень важное место. Я, например, уже с 13 лет знал, кто такие Чайковский, Толстой, Достоевский, Гоголь, Маяковский, Эрдман, Шостакович и Чехов. Я во многом потому в Россию и приехал — из любопытства.

— На ваш слух и вкус музыканта, какая известная вам музыка больше всего отражает Россию сегодня?

— Альфред Шнитке и Гия Канчели. Еще Софья Губайдуллина. Они — великие артисты современности, потому что рассказывают о вселенском и о своем, родном.

— Что нужно для того, чтобы сотрудничество режиссера и композитора стало успешным?

— Режиссер должен правильно найти композитора — в этом и заключается его талант.

— Ну, вот он его нашел, а дальше? Как режиссер объясняет композитору, что именно ему нужно?

— Это происходит уже на ранних этапах работы над сценарием. У каждого режиссера свой подход. Я ведь работал с самыми разными режиссерами — с Федерико Феллини, Джанни Моретти, Роберто Бениньи, Йосом Стеллингом. Так вот, хорошие режиссеры — они хорошие артисты. Их искусство заключается не только в общении словами, но в способности выразить мысль на интуитивном уровне.

— Длительное сотрудничество режиссера и композитора, например, Федерико Феллини и Нино Рота, — на ваш взгляд, правило или исключение?

— Все зависит от конкретного человека. Есть режиссеры, которым нужны постоянные перемены, чтобы иметь новые стимулы. А есть такие, кто на протяжении многих лет работает с одним человеком. Феллини и Нино Рота в конце уже понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. И не забывайте, они оба были гении.

— А вы что предпочитаете?

— Предпочитаю работать с режиссером, которого я знаю. Когда делаешь с режиссером первый фильм, испытываешь двойственное чувство любопытства и недоверия. А на второй, третьей ленте доверия уже больше, можно экспериментировать. Мне очень жаль, что Феллини умер тогда, когда мы начали работать над четвертым фильмом. 11 лет, что мы сотрудничали, были для меня удивительным временем.

— А с Микеланджело Антониони вам было бы интересно работать?

— Конечно! Как любому композитору в мире. Но он очень далек от тех режиссеров, с которыми я обычно работаю.

— Что для вас является решающим, когда вы соглашаетесь написать музыку к фильму?

— Сценарий и разговор с режиссером, если режиссер мне не знаком. И потом, для меня каждый новый фильм — как пари.

— В каких жанрах вы предпочитаете работать?

— Я люблю менять жанры. Если написал музыку к двум-трем драмам, потом хочется подумать над комедией. Как зритель я с удовольствием смотрю фильмы нуар, детективы, триллеры. Но как к композитору кино мне они никогда не попадали.

— Вам хотелось бы написать музыку к триллеру?

— Да. Но в Италии нет хороших триллеров.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру