ТРАВА — ВО ВСЕ СТОРОНЫ. ПЫЛЬ — СТОЛБОМ. ПОД НОГАМИ — ДОСКА И ЧЕТЫРЕ МОЩНЫХ КОЛЕСА.
Скейтборд по сравнению с этим устройством — детский лепет!
Сравнительно молодой, но бурно развивающийся вид экстрим-спорта собрал под свои знамена уже миллионы райдеров по всему миру. На маунтинборд “подсели” и корреспонденты “МК”.
“По-научному” маунтинборд называют “All Terrain Board” (“ATB”), то есть “доска, бороздящая любую поверхность”. Потому что на этом суперагрегате можно творить все, что только вздумается: и сигать с трамплинов, и кружиться по рампе, и с ветерком гонять по любой “пересеченке”, будь то грязь, трава или самый залихватский склон.
С виду “горная доска” — скейт с креплениями или сноуборд с приделанными по бокам колесами. Оно и понятно: ведь ее “отцами-основателями” были два безбашенных забугорных сноубордиста — Джейсон Ли и Патрик Макконел. Жарились они в своем Сан-Франциско, плакали по растаявшему снегу, а потом с горя рванули по горнолыжному склону на любимом борде прямо в разгар солнцепека. Чтобы доску зря не портить, прикрутили к ней колеса от старенького скейта.
Русские экстремальщики начала 90-х тоже были парни не промах. Отечественные самоделкины, пронюхавшие про заграничное ноу-хау, выдали свой вариант “борда-внедорожника” — деревянную лыжу на колесах от самокатов, сумок-тележек и даже... детских колясок. Но снискать лавры Ли и Макконела им так и не удалось: именно парни из Штатов вошли в историю как райдеры, перевернувшие мир экстрима с ног на голову. Ведь сотни экстремальщиков разом побросали свои скейты, серфы, BMX-ы и маунтинбайки и пересели на маунтинборд. По доске прикупили и сноубордисты с горнолыжниками — чтобы летом мышцы не дрябли. А потом и вовсе стали кататься на маунтинборде по заснеженным склонам и обледенелым пригоркам.
“Борд-внедорожник” поставили на производство только в 1993 году, когда появился своеобразный маунтинбордический ГОСТ — колеса диаметром 20,32 или 22,86 сантиметра и пружинная подвеска, чтобы райдеров не растрясло на корнях деревьев да кочках. А в 1996-м более-менее раскрученный “эй-ти-би” стал моделью №1 на выставке новых спортивных товаров в Штатах. До России мегаборд докатился только в 2001 году.
ХАРАКТЕР — маунтинбордический
25-летний 2Netz, в миру Алексей Потапов, стоит у истоков столичного “эй-ти-би”-движения. Поначалу московские экстремальщики всерьез маунтинборд не воспринимали, а бывший сноубордист 2Netz через знакомых достал хорошую доску, научился кататься и рванул галопом по Европам — на забугорные “эй-ти-би”-контесты. И, кстати, не зря. В 2003 году занял первое место по параллельному слалому и пятое место по фристайлу в Италии. А в феврале прошлого года стал финалистом Всемирных соревнований по фристайлу в Англии. Теперь 2Netz — №15 в мире среди профессиональных райдеров. И это всего за четыре года! Правда, сейчас Леша только инструктирует “младое” поколение — зимой сильно повредил ногу.
— Наш маунтинрайд отличается национальным колоритом: экстремальщики бегут на свежий воздух в парковые зоны кататься “дертом” — по грязи, траве и кочкам. А “стрит” — катание по улицам и асфальтированным дорожкам — не очень-то жалуют. Кстати, рулить бордом очень просто…
Простоту обращения с агрегатом мы апробировали недалеко от метро “Измайловский парк”, в местечке, что в экстремальных кругах зовется “дерт на 13-й”. На опушке леса — самодельные трамплины из присыпанных землей бревен и железная горка, которую ребята притащили с детской площадки: не хватает райдерам скорости, вот и забираются куда повыше.
— Ты регуляр или гуфи? Ну, левой или правой ногой вперед едешь? — и, не дожидаясь ответа, 2Netz неожиданно толкает сзади. — Ага, гуфи, значит... Сейчас тебя на доску поставим.
Маунтинборд гнется под ногами, как фанера. Засовываю ноги в крепления… Колеса катят в разные стороны. И тормозов нет. Ребята, да здесь сам черт ногу сломит!
— Да ты не стой как истукан! Присядь поглубже. На ведущую ногу опирайся. Езжай лучше не по прямой, а змейкой. А тормозить будешь руками…
Специально под мой вес приспустили шины — для новичков давление в массивном колесе борда должно быть поменьше.
Вокруг райдеры сигают с трамплина, выделывают мощные пируэты и тормозят полукругом, опираясь на ладонь, — прямо “полицейский разворот” делают. А меня 2Netz за ручку по кругу возит, как слона по цирковой арене. Зато через пару минут я уже прочно подсела на маунтинборд.
— На моем — совсем другой эффект, — хвастается мой экстремальный учитель. — Доска поновее — полетела бы ты как стрела...
И тут я действительно полетела. Задев колесом корень огромного дуба, доска метнула меня прямо в кювет. Вытаскивали за руки за ноги всей маунтинбордической тусовкой.
В отличие от сноу- и скейтборда, где райдеры оттачивают трюки годами, новички развивающегося экстрим-спорта могут стать профессионалами за считанные дни. Во-первых, здесь нет четких правил и стандартов. Во-вторых, список трюков еще не устаканился, поэтому маунтинбордист запросто может внести свое ноу-хау. К тому же массивные колеса и крепления на деке куда удобнее скользящей доски сноубордиста и вечно выскакивающего из-под ног скейта.
НЕОПОЗНАННОСТЬ на колесах
Хотя в столице уже насчитывается пара сотен маунтинбордистов (кстати, немало для только развивающегося экстрим-движения), на фанатов “горной доски” до сих пор смотрят с недоумением и крутят пальцем у виска.
Маунтинборд в Москве начали культивировать в 2001 году. А горки да “биг эйр” — трамплины для самого запредельного разгона фанаты вынуждены сооружать собственноручно. Так что “трасса” перед началом райда походит на школьный субботник — экстремалы с лопатой в руке и бревном под мышкой по уши в грязи. Потому что с профессиональными парками в столице, да и в России в целом — беда.
— У нас не то что маунтинбордические площадки не строят, даже приличного парка для скейтеров и роллеров нет, — сетует 2Netz. — Вот и приходится им колеса о памятники и перила обивать. Это еще хорошо, что чиновники вообще взялись за продвижение экстрим-спорта. Пока почему-то только зимнего...
За острыми ощущениями маунтинбордистам приходится скитаться по стране и гонять на профессиональные соревнования-контесты по “горной доске” за границу. Излюбленное место в России — склоны Эльбруса и возвышенности по соседству. Еще одно диковинное для гонок по пересеченке место — Аравийская пустыня в Египте.
— Там нас вообще за самоубийц принимают. Выстроились так однажды бедуины в шеренгу, мол, не пропустим, а то — смерть. Боялись, что ноги и шею себе переломаем, — вдарился в воспоминания 2Netz. — А сами тычут пальцем в доску, интересуются. А какой ор поднялся, когда мы всем скопом с грохотом рванули по камням, оставив местных жителей в облаке пыли...
С организацией соревнований по маунтинборду у активистов движения тоже не все просто. Первый российский любительский контест на неофициальное звание лучшего прошел в 2002 году в Коломенском. Теперь же “ветеранам” не признание — призы подавай. Поэтому приходится искать спонсоров. Призовой фонд на сегодняшний день составляет порядка $1000. Кстати, ближайший отечественный контест состоится уже этой осенью. Так что готовь колеса летом.
Самый паршивенький “эй-ти-би” стоит порядка 100—150 баксов. Большинство новичков скупится на хороший борд, а стоя на прогибающейся, скрипящей и непрочной деревянной деке, сложно прочувствовать всю прелесть гонки по кочкам. На продвинутый маунтинборд из фибергласа придется выложить 300—500 “зеленых”. И уж поверьте постоявшим на обоих агрегатах — разница между ними колоссальная. “Защитка” (шлем, как обязательная часть, наколенники и налокотники, перчатки со специальными щитками, чтобы при торможении не повредить ладони, и антитравматические шорты для “мягкого места”) влетит еще в сотню баксов.
В Лондоне — порядка сорока экстрим-парков для роллеров, скейтеров и маунтинбордистов. Причем семейные. То есть здесь можно взять напрокат агрегаты и обмундирование и поставить чадо на колеса под присмотром опытных инструкторов. Для совсем маленьких здесь найдется даже игровая комната.
Культ личности
НИК: Pal Pal
В МИРУ: Александр Павлов
ВОЗРАСТ: 19
ПЕРВАЯ ПРОБА: 2002
ПРОРЫВ: весна 2004
ПАЛ ПАЛ — единственный в России, кто катает “супермена”. В прыжке райдер высовывает обе ноги из креплений, хватает доску руками и летит параллельно земле.
P.S. Во избежание травм, несовместимых с жизнью, X-strЁm не советует повторять “супермена” и прочие трюки без особых навыков.