МOK им судья

Наши специальные корреспонденты Айдер МУЖДАБАЕВ и Денис КРАВЧЕНКО передают из Сингапура

Шерлок Холмс был бы доволен. Столицей Олимпиады-2012 выбрали Лондон...

В комнату штаба московской делегации в момент голосования набилось десятка два человек. Единственными из журналистов, кто оказался в тот момент там, были корреспонденты “МК”. Тишина была — гробовая. Члены МОК нас “отцепили”. В первом же туре, чего уж точно вряд ли кто ожидал.

С экрана монитора неслась английская речь. Стало ясно, что вслед за нами сошли с дистанции сначала Нью-Йорк, затем Мадрид.

Роднина, замерев, стоит у окна. В кресле застыл Лужков. За его спиной — Шанцев. Рядом — Фетисов.

Вдруг мэр резким движением поднялся и начал без предисловий:

— Первое. Здесь победителей нет — есть первый среди равных. Второе. Мы своей работой заявили о Москве. Заявили о ее желании провести Олимпийские игры. Об абсолютно обоснованном желании. И мы могли это сделать не хуже, а лучше других. Наша презентация, работа не уронили достоинство страны. Поэтому я благодарю за работу всю нашу группу. Она была добросовестной. Она была инициативной. Она была качественной. И то, что мы не выиграли, — это не поражение. Это — школа. Спасибо вам всем!..

После слов Юрия Лужкова раздались аплодисменты. И это были аплодисменты всем москвичам и россиянам, поверившим в мечту. В которую не захотели поверить члены МОК.


Спецкоры “МК” в Сингапуре с самого утра следили за развитием событий в зале “Раффл-центра”, где в 9.00 по местному времени (в 5.00 по Москве) началась схватка пяти городов-кандидатов за право принять у себя Игры-2012, равной которой по составу участников и накалу предшествовавших ей страстей, пожалуй, не было в олимпийской истории. Все самое интересное — в их репортаже с места событий.


8.30. Поехали!

Члены МОК рассаживаются по местам, и действо начинается по заготовленному сценарию. По форме мероприятие скорее напоминает симпозиум фармацевтов, нежели спортивное состязание. Но это только на первый взгляд. Внутреннее напряжение колоссальное: хотя все и отрепетировано, ни запнуться, нни ошибиться, к примеру, в цифрах нельзя — члены МОК ловят каждое слово. Регламент таков: каждому кандидату на презентацию отпущено ровно 45 минут. Затем члены МОК задают вопросы, а после, за пределами зала, проходит пресс-конференция вышедшей из него делегации.


9.00. Париж

С самого начала называли фаворитом хотя бы в силу того, что у него это — уже третья заявка (последний раз они проиграли Пекину в борьбе за Игры-2008).

Презентационный фильм французов с Бельмондо и Денев под пение Азнавура сильно смахивал на рекламу крупной фирмы-туроператора, которая принимает туристов еще со времен их давно минувшей молодости: добро пожаловать, у нас 140 000 номеров в отелях, 15 000 кафе и целых 140… театров; к нам приезжают 44 млн. туристов в год, и все в том же духе. А затем глава фирмы месье Ширак доходчиво разъяснил членам МОК, что городу с таким количеством театров, конечно, не составит труда принять и Олимпиаду.

Театралов решил озадачить член МОК от Украины Сергей Бубка, припомнив им конфликт, разгоревшийся вокруг строительства Олимпийской деревни в знаменитом Булонском лесу. Население-то, мол, ваше против. Где земельку-то отыщете? Да и, кстати, где селить футболистов будете, играть которым придется на стадионах далеко от Парижа? Французы, как могли, выкрутились, однако не слишком убедительно.


10.30. Нью-Йорк

На арену выкатывается “Большое яблоко”, главный лозунг в ролике которого — “семьи приглашают семьи”. И видеоряд соответствует: на большом экране — парикмахерши, мясные торговцы, таксисты, тинейджеры… К тому же представители всех рас, для которых “столица мира” стала, естественно, родным городом. Но, конечно, главная фишка американской презентации — даже не обманутая жена-сенатор Хиллари Клинтон, которая толкнула зажигательную речь, а инвалид Мохаммед Али, который просто хорошо, что приехал. Короче, представлены все слои общества — от несчастных женщин, обиженных мужьями и зеленым змием, до просто несчастных. Яблоко как выкатилось, так и закатилось — очень политкорректно.

Вопросов к янки было немного. Член МОК принц Монако Альберт поинтересовался, уверены ли они в том, что земля под олимпийские объекты найдена окончательно. Потомок эмигрантов из Одессы г-н Докторофф уверенно ответил, что пока не уверен. Но это мелочи.


12.00. Москва

Первый на трибуне — генеральный управляющий заявочного комитета Александр Чернов. Саундтрек группы “Моральный кодекс”.

Юрий Лужков начинает свою речь по-английски тоже с морального кодекса. Причем устами основоположника современного олимпизма:

— Пьер де Кубертен говорил: чтобы побеждать, надо дерзать, все поставить на карту ради победы. Но эта победа должна быть справедливой!.. Я сам влюблен в спорт, — продолжает мэр. — И я знаю: желание Москвы провести Олимпийские игры в 2012 году не имеет себе равных. Мы встретим всех с традиционным русским гостеприимством. Сейчас москвичи собираются у кремлевских стен в ожидании решения членов МОК. И я приглашаю вас всех в Москву!

Спортивный директор нашего заявочного комитета пятиборец Дмитрий Сватковский подробно рассказал высокому собранию о наших достоинствах, о том, какие объекты готовы, а какие будут построены.

И компьютерная демонстрация проектов на экране оживила не только картинку будущего, но и коллег-журналистов в забитом до отказа пресс-центре. Максимум 17 минут пути до любого объекта. Олимпийская деревня, где впервые в истории все атлеты смогут жить вместе. Олимпийская река с компактно расположенными вблизи нее стадионами. Иностранцы оборачивались к нам и поднимали большие пальцы вверх. Никакой заслуги “МК” тут нет, а, черт возьми, все равно приятно!

Пиар-директор нашей заявки, а по совместительству самая красивая дама в зале (да и не только) Юлия Бордовских, показала публике сразу два языка. Английский и французский. Коими, как и улыбкой, она владеет блестяще.

Вообще, эта фишка — на презентации ни слова по-русски — сработала на пиар заявки Москвы еще во вторник: все мировые телеканалы, которые удалось посмотреть, только и вещали о том, что Путин теперь не только шпрехен зи дойч, но и спик инглиш.

После этого очень короткое выступление Фрадкова, который “спикает” давно и успешно, воспринималось лишь как прелюдия к “премьере” ВВП.

— Мы сделали выбор в пользу демократии. И правительство России дает все гарантии, необходимые для проведения Олимпиады, — заявил премьер и передал слово виртуальному президенту.

Телеобращение Путина в России видели еще накануне, поэтому пересказывать его нет большого смысла.

Четырехкратный олимпийский чемпион, член МОК, пловец Александр Попов поведал членам МОК о том, что смотрел Игры 1980 года по маленькому черно-белому телевизору, после чего многие дети в СССР, как и он, стали активно заниматься спортом, а теперь: “Нам нужна искра, чтобы зажечь новый огонь в новой России. В ваших руках ключ. Помогите мне открыть дверь для детей в самой большой стране мира!”

Ирина Роднина говорила так эмоционально, как только она и умеет. И передала слово вице-президенту МОК Виталию Смирнову. Но особенно умиляло то, что, сходя-всходя на трибуну, наши обнимали-целовали друг друга. Тем самым, видимо, готовя уважаемую публику к последнему удару по тонким душевным струнам — финальному ролику презентации. В котором смешалось все: Большой театр с Юрием Башметом, кадры с рекордами наших олимпийцев, конопатые лица юных спортсменов…

Судя по реакции зала, прием сработал как надо. До пресс-центра долетел гул аплодисментов из зала. Причем, как сказали, выйдя оттуда, члены официальной российской делегации, хлопали не только наши — многие члены МОК тоже не щадили ладошек.

После чего их и представителей спортивных федераций хватило, по сути дела, лишь на один да и то мелкий вопрос: смогут ли яхтсмены переночевать непосредственно у Пестовского водохранилища, если не захотят ехать в деревню?

Отвечал Лужков уже по-русски:

— Москва проводит в этом году пять чемпионатов мира и Европы, и один из них — по парусному спорту. И там есть все, включая гостиницу на берегу.

На пресс-конференции вопросов тоже было немного.

— Борьбу за право проведения Игр можно включить в олимпийскую программу… — пошутил, делясь ощущениями, мэр. — Но адреналин только помогает в борьбе. И, думаю, наша презентация удалась, она была точной, объемной, информационной и душевной. Мы хорошо готовились…

— Почему все вы говорили по-английски? — поинтересовалась одна иностранка.

— Потому что уважаем присутствующих.

— А вас не смущает, что у членов МОК было так мало вопросов?

— Так это значит, что у нас качественная заявка. А еще одна особенность Москвы в том, что мы провели с 1980 года более 100 чемпионатов мира и Европы. И при этом не было ни одного, даже мелкого замечания. В том числе и по безопасности. Не было и не будет. А наше гостеприимство известно всем: и МОК, и федерациям.


14.30. Лондон

Перед четвертой презентацией члены МОК, как выразился бы Винни-Пух, основательно подкрепились. А британская презентация весьма способствовала правильному пищеварению. Традиционно постные лица лондонцев и соответствующий видеоряд навевали фирменную британскую скуку. Леди старательно копировали манерами и стилем Маргарет Тэтчер, джентльмены — принца Чарльза. Биг-Бен мелькнул в кадре восемь раз! Вообще сложилось впечатление, что на картинке лондонцы сэкономили, ограничившись демонстрацией фотографий. Зато финальный ролик был наполнен чувством и драматургией. Сюжет: сидит перед телевизором русская семья, звучит родная речь — смотрят трансляцию Игр. Маленькая девчушка глазенки таращит. Бац — и в следующем кадре сама плывет по дорожке олимпийского бассейна. Впрочем, в том, что русскую тему неприкрыто разыграли и англичане, ничего постыдного нет. Даже есть логика: Лондон, где и так уже нельзя зайти в паб, не встретив нашего соотечественника, к 2012 году, наверное, окончательно обрусеет.

И здесь не обошлось без видеообращения лидера государства. “Записался” и Тони Блэр, предварив свое выступление извинениями за отсутствие. Да чего уж там виниться! Ведь до этого целых три дня премьер жил в сингапурском отеле и одного за другим принимал голосующих членов. Протестовать оказалось бесполезным. По правилам МОК — переговаривайтесь сколько угодно, только больше трех не собирайтесь…


16.00. Мадрид

Пронзительно звучит испанская гитара. С экранов прет буйная пиренейская растительность. На трибуне сменяют друг друга неулыбчивые брюнеты. Выступления не слишком эмоциональные. Мадридцы тоже обещают компактность размещения всех олимпийских объектов. Земляки почетного президента МОК Самаранча явно стараются. И “дедушке”, как его по-доброму называют везде, в том числе и у нас, точно за них не стыдно. Но огонька чуть-чуть не хватало…

По итогам презентаций мнения у журналистов хотя и разделились, однако не слишком сильно. А уж в чем точно сошлись практически все, так это в том, что заявка Москвы была одновременно самой креативной и самой эмоциональной. Как, впрочем, оценили и усилия других городов-кандидатов. Что ни говори, а подготовились к суперфиналу все хорошо. В принципе Олимпийский комитет смело мог отдать Олимпиаду-2012 любому претенденту и при этом не прогадать.

На наших глазах вчера творилась история. И сотворилась-таки ближе к вечеру, когда в городе-государстве уже наступали сумерки.


СПРАВКА "МК"

По процедуре (да и по среднему возрасту участников) голосование на сессии МОК напоминает выборы Римского Папы. То же затворничество (члены комитета до принятия окончательного решения отрезаны от внешнего мира). Тот же ореол таинственности (промежуточные результаты туров, кроме названия отсеянного города, не оглашаются — во избежание соблазна проголосовать за лидера по числу голосов, чтобы поскорее решить вопрос). Не хватает только белого дыма, поскольку единственное, что известно заранее, — время объявления победителя. Важная особенность: за своих членам МОК голосовать нельзя, но представители страны, чей кандидат выбыл из борьбы, со следующего тура получают право голоса. То есть с каждым разом число выборщиков становится больше, как и количество голосов (50%+1), которое необходимо получить для победы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру