Палачи крысной армии

Хвостатых тварей в Москве уничтожают бригады киллеров

Их тысячи. Миллионы. Говорят, эти твари не боятся захаживать даже на территорию Кремля. Ежегодно, по официальным данным, злобные грызуны кусают от 200 до 400 москвичей. И избавиться от хищников невозможно. Неудивительно, что в Москве набирает силу новое увлечение — охота на крыс. По словам крысобоев, их хобби ничуть не отличается от обычной охоты, за исключением разве того, что добычу потом не едят. Охотники делятся на одиночек и группы по интересам. Общаются между собой они в основном в Интернете.

С одной из таких групп и отправились на вечерний промысел репортеры “МК”.

Встретиться договорились на территории одной из автобаз недалеко от центра города. Охотники — Андрей и Саша — деловито достают из багажников своих машин вполне серьезные на вид ружья, при ближайшем рассмотрении — мощные пневматические винтовки “Гамо Хантер” испанского производства. На одном ружье — массивный оптический прицел, на другом — хитрое приспособление со светодиодным фонариком и световодами.

— Это наше ноу-хау, — говорит Саша. — Фонарик освещает крысу, сбивая ее с толку, а световоды подсвечивают в темноте мушки.

Осторожно приближаемся к заполненным доверху мусорным бакам.

— Тихо, они там! — шепотом произносит Андрей. В темноте с трудом различимы какие-то тени, копошащиеся возле контейнеров. Ловлю себя на мысли, что охотничий инстинкт, наверное дремлющий в каждом из нас со времен неандертальцев, просыпается и дает о себе знать. Сердце бьется чаще, слух и зрение обостряются, и кажется, что даже уже слышно, как крысиные челюсти перемалывают отбросы.

Словно по команде охотники одновременно занимают боевые позиции. В их движениях чувствуется немалый опыт. Один берет под прицел контейнер, другой контролирует пути отхода крыс. Не успели мы приглядеться, как в сгустившихся сумерках почти дуплетом хлопнули два выстрела. В разные стороны метнулись примерно десяток тварей. На земле остались лежать две тушки.

— В Москве встречаются в основном три вида крыс, — рассказывает Саша. — Вот это, — луч фонаря на стволе винтовки выхватывает из темноты крысу с серой спиной и светлым брюшком, — пасюк, самый распространенный вид. А еще встречаются туркестанская и черная крысы.

— А не жалко их? — спрашиваю охотников. — Ведь все-таки живые существа?

— Мне было жалко, пока я не застрелил первую крысу, — говорит Андрей. — В тот момент вдруг испытал небывалый прилив адреналина и долго не мог успокоиться. На следующий день как магнитом потянуло на помойку.

— Как приходят в крысобои?

— В основном по примеру товарищей. Кто-то потом отсеивается, а настоящие охотники уже без этого не могут. Мы читаем литературу, изучаем повадки этих животных и уже знаем, что сделает крыса в той или иной ситуации. Охота интересна еще и потому, что это не просто убийство. Много сказано и написано о том, что крысы — очень хитрые животные. Это действительно так. Крысы на самом деле очень хитры — они меняют время своего прихода, места кормежки. Хотите верьте, хотите нет, но, когда мы ходили охотиться в одно и то же время, они именно в это время перестали появляться на улице. А местная охрана, которая относится к нашим забавам с пониманием, сказала, что, едва мы уходим, появляются целые полчища. Так что только терпеливый может получить достойный трофей.

— А если со временем вы с крыс перейдете на собак или кошек?

— В наших кругах даже птичку застрелить считается недостойным. Вы поймите, мы не маньяки и душегубы, — говорит Андрей. — У меня дома раньше даже жили две ручные декоративные крысы, к которым я испытывал очень теплые чувства. Дикие крысы — совсем другое дело, это волки помоек, очень опасные и агрессивные. Только если волки — санитары леса, то крысы — разносчики всякой заразы.

— А не боитесь проблем с защитниками животных?

— Вы знаете, у нас все очень быстро принимает формы какого-то маразма. Естественно, всегда найдутся люди, которые станут упрекать нас в жестокости и издевательствах над животными. Но мы охотимся на крыс, и только на крыс. В то же время мы не претендуем на лавры защитников города от крыс. И без нашей помощи всякие санитарно-эпидемиологические службы травят их тысячами без всякой жалости. Охота на крыс — наше хобби. Именно хобби. Мы не клуб убийц и потрошителей. Никто ведь не ругает рыболовов за их увлечение.

— Во что обходятся такие забавы?

— Хорошее ружье стоит от 300 долларов, а очень хорошее — больше тысячи. Оптический прицел — еще 200 долларов. Без него, конечно, можно обойтись — это вещь для любителей долгих засад и стрельбы с больших расстояний. Для ночной охоты необходим фонарик на светодиодах. Кстати, этот фонарик в темноте делает из крыс настоящих монстров — в его свете у них горят глаза, как у собаки Баскервилей. Перед каждой охотой ружье нуждается в пристрелке, а высшим достижением считается попадание в глаз. Так что плюсуйте к этому либо походы в тир, либо потраченные на тренировки пульки, но это совсем копейки.

За всю охоту было застрелено три крысы. Ни одной крупной среди них не оказалось. Как и у всех настоящих охотников, у Саши и Андрея есть свои охотничьи байки. Однажды Саша застрелил огромную старую крысу со сломанным хвостом, размером с хорошую кошку. По словам охотника, это был настоящий монстр, дуэль с которым длилась два вечера подряд А из рекордов — за один вечер было убито 10 крыс. Всего же с начала существования клуба крысобоев на их счету более 300 тушек. Однако, по словам Андрея, мерзких существ от этого меньше не стало — эксперты утверждают, что сегодня в столице на одного москвича в среднем приходится пять крыс.


КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Профессор нейропсихотерапии Института повышения квалификации врачей и Мюнхенского университета Евгений ШАПОШНИКОВ:

— Скорее всего все эти крысобои не являются пациентами психиатрических лечебниц и не стоят на учете у психиатра, но могут быть и исключения. Убежден, что днем на работе они одни, а вот ночью, на помойках с винтовкой в руках — совершенно другие. Это что-то вроде раздвоения личности, но не на уровне выраженной психопатологии, а на уровне личностной дисгармонии. Я думаю, есть реальная угроза, что эти люди могут со временем перейти на отстрел собак, кошек, птиц.


Главный специалист Московского городского центра дезинфекции Анатолий ЖАРОВ:

— По нашим данным, грызунов в Москве в этом году стало меньше. Если в 2004-м заселенность ими строений (как жилых, так и не жилых) составляла 3,48%, то в этом — 2,89% (при этом 1,14% из них крысами, 1,75% — мышами). Если перевести это в площади, то из 185 миллионов кв. м ими заселено около 3 миллионов. Заявления некоторых специалистов о том, что на каждого москвича приходится по 40 крыс, абсолютно не соответствуют действительности. Пересчитать поголовье грызунов можно, только убив их всех. Если говорить о том, где больше всего крыс, как ни странно, не на рынках. Там их теперь почти не встретишь. А вот на овощных базарах живут целые армии. В домах, где есть мусоропровод, крыс в 10 раз больше, чем во всех остальных. Те, кто считает, что грызуны в новостройках редкость, сильно ошибаются. Крысы теперь заселяют многоэтажки задолго до вселения в них людей. В том числе и потому, что строители не всегда соблюдают нормы и оставляют хвостатым пронырам огромные щели.

Судя по всему, крысобои любят преувеличивать — крыс размером с огромную кошку в Москве никогда не было. Такие экземпляры вообще редкость и скорее плод воображения писателей-фантастов. Самая большая крыса, пойманная в столице, — размером с котенка. Нападения крыс на людей также не было зафиксировано ни одного. Они кусают только в случае, если человек сам пробует погладить или поймать. По нашим данным, ежегодно сделать это пытаются и соответственно становятся жертвами укусов грызунов от 200 до 400 человек (в основном — дети). Обычно люди отделываются испугом и ничем не заражаются, но крысы могут быть переносчиками бешенства, туляремии (от этого заболевания поражаются лимфоузлы) и геморрагической лихорадки.

Мы сейчас для травли крыс применяем особое розовое вещество в виде брусков на парафиновой основе. Его главное достоинство — вещество не теряет своей эффективности в течение года при любой погоде. При этом животное, которое его отведает, умирает быстро.

Но избавиться от всех крыс — задача изначально невыполнимая. Для нас главное — контролировать их размножение и сделать так, чтобы люди их ни на улице, ни в домах не замечали. Если крысобои нам в этом помогут, будем рады. Для них это развлечение, для нас — подспорье. Кстати, сейчас рекомендую охотиться на крыс на природе. В весенне-летний сезон они обычно уходят из домов и селятся возле прудов и ручьев, на пустырях, в парках. К людям они начнут возвращаться в конце сентября.


А КАК У ЗВЕЗД?

“Мамочки, крыса!” — закричали Илона Броневицкая и Эдита Станиславовна Пьеха, увидев мохнатого зверька у себя дома. Добрый Стас принес в дом большую белую крысу… Дело было несколько лет назад, и Стасик тогда был еще 12-летним мальчиком.

“Я отдыхал летом в Прибалтике в детском оздоровительном комплексе, — рассказывает “МК” Стас Пьеха. — Там рядом с нами жили дети из интерната. Они как-то пришли в гости и принесли двух ручных крыс. Одна была альбиносом с красными глазами, а другая похожа на корову: белая с черными пятнами и большими темными глазами. Вторая мне сразу не понравилась… Я запал на альбиноса и выложил почти 30 рублей (мне эти деньги родители дали “на карман” на две недели проживания), чтобы выкупить его у ребят. Гордый, я пришел в лагерь, построил крысе домик, травы ей наложил. Утром просыпаюсь, открываю тумбочку, а там сидит та самая жирная “корова”! Она всю еду сожрала и так нагло на меня смотрит. Оказывается, мальчишки ее на белую подменили — не хотели с альбиносом расставаться… Я — в истерику: “Верните крысу!” Вернули… Но, когда я приехал с отдыха домой со своим альбиносом, женская половина дома как-то не очень обрадовалась питомцу. Мама и бабушка заставили меня отдать крысу соседям. Мне так жалко было с ней расставаться, но все же пришлось”.

Среди заморских любительниц грызунов славится Анджелина Джоли. У известной на весь мир актрисы очень напряженный график работы. Что ни день, то съемки. Вот и приходится Анджелине все время таскать с собой любимую ручную крысу Гарри: себе на радость, всем на удивление.

Однако в общении с крысами все гладко далеко не у всех. Однажды, например, дочь знаменитого дрессировщика тигров Мстислава Запашного Екатерина подверглась жестокому крысиному нападению. Прямо в гримерке ее укусила крыса, и Екатерине пришлось делать укол от столбняка.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру