Фрменное безобразие

В Госдуме проталкивают закон об одурачивании больных

Вы не знаете, что силденафил цитрат и виагра — это одно и то же? Ничего, скоро узнаете... На лекарственном рынке России грядет революция. Госдума приняла в первом чтении изменения в Закон о лекарствах. И если документ одобрят в целом, доктора начнут нам выписывать, а аптеки продавать препараты исключительно по их химическим (или международным непатентованным) названиям. От чего мозги завяжутся бантиком даже у врачей, не говоря о пациентах.

Уже несколько десятилетий российские врачи выписывают рецепты исключительно с торговыми наименованиями лекарств. Кому от этого было плохо — неясно, но целый ряд фирм сейчас активно лоббирует новый закон, после принятия которого россиянам придется осваивать фармацевтическую грамоту.

Вы принимаете... ну, допустим, ренитек. Он вам помогает, вы к нему привыкли. Но по новому закону врач обязан будет выписать вам рецепт с его международным непатентованным названием (МНН) — эналаприл. А в аптеке вам предложат сразу несколько вариантов эналаприла (его выпускают под торговыми наименованиями энап, энам и т.д.). И догадаться, за каким конкретно эналаприлом скрывается ренитек, простому обывателю (к примеру, больной старушке) будет крайне сложно.

Чем это чревато? Да тем, что, хотя разные фирмы производят одно и то же лекарство по одной формуле, они применяют разные степени очистки и разные добавки. В итоге может случиться так, что один препарат вам поможет, другой — нет, а третий — и вовсе вызовет побочные эффекты.

— Как поступит хороший доктор? Выпишет пациенту эналаприл, а на отдельной бумажке пояснит, как вычислить ренитек: какая фирма его производит, какая страна. И настоит, чтобы пациент купил именно этот препарат... — пояснил ситуацию “МК” Михаил Канаузов — заслуженный врач России, главврач поликлиники Минэкономразвития.

Но в том-то и дело, что так будут поступать не только хорошие доктора. Новый закон неминуемо породит злоупотребления. Не секрет, что фармакологические фирмы давно протоптали дорожки в кабинеты врачей. А после “лекарственной революции” фирмачи смогут обрабатывать и провизоров в аптеках — чтобы те предлагали клиентам именно их лекарство. Но дело вряд ли ограничится только обработкой провизоров. Чего мелочиться?

— Некоторые аптеки путем давления сверху (через коррумпированных медицинских чиновников) поставят в такие условия, чтобы они приобретали только одно наименование, к примеру, ацетилсалициловой кислоты, — считает адвокат Лиги защитников пациентов, доктор медицинских наук Алексей Старченко. — И то, что выбор препарата в конечном итоге окажется за провизором, а не за врачом, не есть хорошо. Пациенту по рецепту продадут неэффективный (или даже вредный) препарат.

Считается, что законодательное новшество позволит российским фирмам, потеснив иностранных конкурентов, триумфально прорваться в аптеки и набрать обороты. Ведь раскрутить на рынке новую марку той же ацетилсалициловой кислоты сложно. А как просто “аспирин из России” ее будут покупать не хуже немецкой.

— Понимаете, это все равно что заставить все молоко в магазинах называть “молоко стерилизованное”, — пояснил ситуацию “МК” представитель одной серьезной фармацевтической компании.

А то, что в итоге пострадают пациенты, на которых фактически поставят эксперимент на выживание, — тут и к врачу ходить не надо...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру