Нефтедоллары выйдут баком

Россиянам заправят по самое горлышко

25 июля 2005 в 00:00, просмотров: 267

Московские автолюбители близки к состоянию, которое впору называть шоком. После относительного затишья цены на бензин опять поперли вверх. Если в начале июля средневзвешенная цена за литр А-92/93 не превышала 15 рублей, то к 18 июля она чуть ли не вплотную подобралась к 16 рублям (15,76). К 17-рублевой планке уже близки цены и на высокооктановый А-95. На ту же дату литр для иномарки стоил в среднем 16 рублей 78 копеек. И это, как ни прискорбно, только начало.

Впрочем, приведенные цифры — это средняя цена. Как средняя температура по больнице, включая холодильники морга и отделение лихорадки. На самом деле многие автозаправки уже давно перекрыли эти ценовые показатели. И останавливаться не собираются.

Вполне вероятно, что на одном из своих ближайших заседаний правительство произнесет очередные заклинания о необходимости бороться с этим злом. И если такое случится, мы услышим дежурные причитания: о высоких мировых ценах, о рыночной экономике и, конечно же, о “сговоре нефтебаронов”.

Кто-нибудь из министров обязательно скажет, что вскоре цены упадут, потому как экспортные пошлины на нефть с 1 августа в очередной раз повышены. На этот раз до рекордных 140 долларов за тонну. Вот только, сколько сборы за экспорт в нашей стране ни повышали, к ожидаемому результату это ни разу не привело. И не приведет. Потому как если правительство и делает что-то в этом направлении, то только для удорожания нефтепродуктов.

Более того, есть все основания считать, что уже начиная с сентября розничные цены на автозаправках устроят настоящие дикие танцы. Во-первых, как уже писал “МК”, в цене литра на автозаправке больше 2/3 составляют налоги, которые идут в госказну. Во-вторых, как ни повышай пошлины — гнать нефть на экспорт все равно выгоднее. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) компании платят от мировых цен на “черное золото”. И какой им смысл платить НДПИ из расчета 50—60 “зеленых” за баррель, а потом продавать этот баррель на внутреннем рынке за 15—20?

В-третьих, с конца прошлого года оптовые цены на бензин взлетели гораздо круче розничных. Так, к примеру, сейчас оптовая цена на А-92/93 уже составляет 16,5 тыс. (с конца прошлого года рост почти на 30%). И мы сейчас пока еще заправляемся старыми, “дешевыми” запасами. Ситуация не изменится в лучшую сторону хотя бы потому, что котировки нефти в июне взлетели до 7 тысяч рублей за тонну — в 3,2 раза больше, чем в январе этого года.

Удешевить бензин можно, если повысить переработку нефти. В тех же Штатах, например, из тонны нефти получают 400—500 кг бензина. В России — в несколько раз меньше: не более 140 кг. Остальное — мазут. Но на модернизацию НПЗ у нефтяников после выплат налогов просто не остается денег. А государство свои средства на эти благие цели давать не хочет. Даже под процент. А вот в тех же Штатах, где, как любят говорить, “рынок все расставляет по местам”, взяли и выделили 52 млрд. бюджетных долларов на эти цели. И достигли глубины переработки нефти в 94% и загрузки НПЗ на 100% мощностей. Увы, у нас НПЗ загружены всего лишь на треть, и вряд ли ситуация изменится.

И последний фактор, из-за которого цена на бензин непременно будет расти и дальше, — наши необъятные просторы. Так исторически сложилось, что основная часть нефтеперерабатывающих производств у нас размещена в Поволжье и на Западном Урале. И бензин оттуда надо доставлять до потребителей. Преимущественно железной дорогой. Так вот, с 1 августа тариф на грузовые железнодорожные перевозки вырастет на 4%. Как это отразится на цене литра на автозаправке, наверное, никому объяснять не надо. Тем более что решать свои проблемы за счет народа — наша давняя российская традиция.

Бензин будет дорожать. В этом нет никаких сомнений. Вопрос — на сколько. Оптимисты уверяют, что не больше чем на 10%. Но не исключено, что лучшим подарком на этот Новый год, если вы пойдете в гости, станет канистра высокооктанового. Во всяком случае, готовым надо быть ко всему.




    Партнеры