Двое из Гольцхейма

Русские фотографы в образе немецких краеведов

Вот до чего техника дошла! Фотографы, эти фиксаторы реальности, оказывается, тоже туда же: могут нам, простым зрителям, так запудрить мозги, что где реальность, где миф — разобрать невозможно. Только место разборов существует точно: Московский дом фотографии, в котором открылась выставка “Двенадцать из Гольцхейма”.


А все началось с того, что известные московские фотохудожники Никита Алексеев и Игнат Данильцев получили стипендию и мастерские в придачу от управления по культуре города Дюссельдорфа. Получили как участники выставки “Новое начало. Современное искусство из Москвы”, показанной в Германии Мультимедийным комплексом актуальных искусств (читай — МДФ). И вот в прошлом году они в Германию и поехали. На два месяца. Поселили их в Гольцхейме, пригороде Дюссельдорфа, на берегу живописного Рейна.

Долго наши мастера фотокамер прогуливались по улочкам уютного немецкого городка, искали, что бы такое им шедевральное запечатлеть, пока не заинтересовались табличками с названиями улиц. Вот Эдит-Штайн-штрассе. Что за Эдит Штайн? Кто такая? Начали спрашивать местных жителей. Оказывается, никто не знает. И это в Германии, где традиции чтут как нигде. Это у нас в Москве такое возможно: спроси, кто такая Маша Порываева, и никто не ответит. А если ответит, то окажется сотрудником музея истории Москвы. А тут — Германия.

Художников незнание немцев-педантов собственной истории задело за живое. Начали они разыскивать таблички с другими именами и наскребли на маленький Гольцхейм таковых двенадцать штук.

Обидно стало московским фотографам за немецких безвестных героев. И решили Никита с Ильей их истории разыскать и рассказать. С биографиями, раритетными фотографиями, личными вещами персонажей, причем столь же антикварными. В результате получился проект, больше напоминающий краеведческий музей. Эдит Штайн, кстати, как утверждают авторы, была благотворительницей и жила в первой половине ХХ века.

И все же один вопрос мучил: где взяли туфлю. Замшевую черную туфлю на платформе, которую пресловутая Эдит носила (якобы) в 30-х годах прошлого века. И антикварную бутыль с галькой внутри. И все эти раритеты, приписываемые персонажам. Неужели потомки всех двенадцати вот просто так взяли и отдали семейные реликвии для показа их в далекой России? Один из авторов, Игнат Данильцев, на вопрос, где в выставке реальность, а где миф, хитро улыбнулся: “А это очень важно?”. А действительно, так ли уж важно для москвичей, многие из которых, возможно, никогда не попадут в маленький немецкий городок, знать, тот ли человек изображен на старой фотографии и принадлежал ли ему тот самый антикварный портсигар? История, конечно, подлогов не прощает, а с другой стороны, проект, пусть даже если он и миф, от этого не теряет своей художественной ценности.

А раскусить Данильцева с Алексеевым проще простого. Нужно просто показать этот проект в Германии.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру