Буквально на днях нищий пенсионер из Пятигорска потряс весь Ставропольский край. Из мести своей сожительнице он, поджигая ее квартиру, спалил ни много ни мало аж 3 миллиона рублей собственных накоплений (по предварительным оценкам экспертов). Приехавшие по вызову пожарные обнаружили в квартире множество разбросанных горящих купюр достоинством 100 долларов и 1 тыс. рублей. Остатки денежных купюр были собраны в 20-килограммовый полиэтиленовый пакет, в который еле-еле влезли. Большинству россиян далеко до рекорда сумасшедшего старичка, но кто из нас не ругался, вытаскивая из кармана постиранных джинсов блеклые и потерявшие всякий товарный вид “бывшие” деньги.
Рубли меняют на халяву
Россияне, как известно, предпочитают держать сбережения где угодно, только не в банках: под матрасом, под ванной, в книгах и т.п. В результате купюры подвергаются сырости или воздействию грибка и на них уже нельзя что-либо купить. Если вы обнаружили, что ваши сбережения потеряли форму и цвет, или вы забыли вытащить деньги из джинсов, отправленных в стирку, придется идти в банк.
Но многие коммерческие банки, как правило, не занимаются обменом рублей (хотя и обязаны) и в лучшем случае возьмут такие банкноты при их начислении на счет. А некоторые недобросовестные банки обменивают рубли, но с комиссией, что прямо противоречит инструкциям ЦБ. В этом случае смело жалуйтесь в Московское главное территориальное управление Банка России (МГТУ ЦБ). Но, чтобы не тратить время, лучше обратиться в банки “государственные” — Сбербанк или Внешторгбанк. Там вам бесплатно поменяют испорченные рубли, а потом сдадут их в Центробанк. Самое главное, чтобы купюра соответствовала определенным признакам платежеспособности. Так, обмену в сумме 100% номинала подлежит банкнота, потерявшая не более 45% своей первоначальной площади. Но “половинки” приносят редко, в основном несут потертые, обожженные, облитые, порванные купюры. Если он уверен в ее подлинности, то изымает ее из оборота, а вы получаете новенькую банкноту. Совершенно бесплатно.
Но бывает, что и сотрудник банка не в состоянии понять, что же такое вы ему принесли. Тогда надо написать заявление, и ваша денежка отправляется на бесплатную экспертизу в ЦБ. И через несколько дней (а может, и недель) вы получите одно из двух: или новую банкноту, или заключение о том, что сданная бумажка деньгами никогда не была.
“Зеленый” денег стоит
А вот иностранную валюту бесплатно обменять не удастся даже в “государственных” банках. Только с 3-5% комиссией, причем лишь в Москве. В регионах комиссия может быть больше. А коммерческие банки могут взять с вас дополнительно и 10 и 15%. Для доллара и евро необходимая обязательная площадь сохраненной поверхности должна быть более 50%. А, например, для казахского тенге и шведской кроны этот показатель — 70 и 30% соответственно. Причем данные критерии устанавливаются самими зарубежными банками-эмитентами, которые их выпускают. На банкноте должны быть видны номер, номинал, название банка, основной рисунок и элементы защиты. Кассир скорее всего обменяет вам купюру сразу, если на ней будут надписи, штампы, проколы (не более 0,5 мм в диаметре), заклеенные надрывы (не превышающие 1/4 ширины банкноты). Однако если вы принесете обесцвеченную, залитую краской, обугленную, промасленную или потерявшую более 1/4 своей площади купюру, банк, вероятно, признает ее неплатежеспособной и отправит на инкассо. То есть банку-эмитенту, который располагает конфиденциальной информацией о признаках выпущенных им денег. Государственный банк за эту услугу с вас ничего не возьмет, кроме 5% комиссии за обмен. А вот ждать придется подольше: от двух недель до нескольких месяцев. Если же вы сдаете банкноту в регионе, то она погуляет еще по просторам России, прежде чем доберется до Москвы. Так что с учетом комиссии и инфляции вы получите новенький, но слегка обесцененный доллар.
Если вы возвращаетесь из-за границы с валютой, которая по своему внешнему виду может вызвать нарекания в России, лучше бесплатно и без проблем обменять ее в стране пребывания.
Без рубля виноватые
— Мне, пожалуйста, телефонную карту на 10 единиц, — обращается девушка к продавцу, протягивая тысячерублевую купюру.
— Не могу принять, у меня нет аппарата для проверки. А вдруг она у вас фальшивая, — заявляет тот в ответ, подозрительно косясь на оторопевшую покупательницу.
Попытка купить какую-нибудь мелочь в ближайшем супермаркете тоже терпит неудачу:
— У вас деньги какие-то мятые и потертые, как будто их корова жевала, — заявляет кассирша.
Выходов из этой ситуации всего лишь два. Первый — уйти из злосчастного магазина. Второй — проявить твердость и сделать проблему, которой вас наградил продавец, его проблемой.
СПРАВКА "МК"
КОГДА КАССИР ПРАВ
Магазин может не принять у вас ветхую, то есть порванную или плохо склеенную банкноту. Также вам откажут в том случае, если край купюры оторван или замазан ее номер и серия, если невозможно определить ее достоинство. Остальные “отговорки” не принимаются.
Если вас отказываются обслужить, ссылаясь на отсутствие машинки для “просвечивания купюр”, на то, что нет сдачи или что на банкноте что-то написано ручкой, это является прямым нарушением правил торговли. Впрочем, не стоит впадать в крайности. Тем более начинать ругаться и рвать волосы на себе или, что еще хуже, на продавце или кассире.
Если они не в состоянии вас обслужить — попросите сделать это вышестоящее начальство. Если же и заведующий или менеджер не обратят внимания на ваши доводы, пускайте в ход тяжелую артиллерию — требуйте книгу отзывов и предложений. Сегодня она есть в каждом торговом предприятии независимо от формы собственности. Даже в самом захудалом ларьке. По идее, сам факт просьбы представить вам эту книгу уже должен насторожить ваших оппонентов. Ведь она является первым документом, который проверяют специальные контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор.
СПРАВКА "МК"
ПРЕДУПРЕЖДЕН — ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН
Вся информация о контролирующих органах должна размещаться в каждом торговом зале, независимо от форм собственности, в специально отведенном месте и не является секретной. Не поленитесь окинуть стены и прилавки торгового зала взглядом. Или спросить об информационном стенде у продавца. Демонстрация вашего знания об этом тоже должна его насторожить. А если сообщить, что приложите максимум усилий для того, чтобы в Роспотребнадзоре узнали о вашей записи.
Мнение эксперта
Олег Комаровский, специалист Конфедерации обществ потребителей:
— Нужно дать понять продавцу и руководителю магазина, что вы не склонны ругаться, нервничать и поддаваться на провокации. У продавца обязательно найдется несколько свидетелей, которые подтвердят, что вы как сумасшедший кричали, ругались и матерились, и именно поэтому к вам таким образом отнеслись. Если вы улыбаетесь, если вы солидны, ведете себя как человек, который знает свои права, и, боже упаси, не хочет создавать проблемы для этого магазина и поэтому в последний раз предлагает совершенно добровольно продать вам данный товар, скорее всего вам уступят.
“Зачем вам эти трудности”
В принципе встреча с органами ничего хорошего магазину не сулит. Он нарушает правила торговли и должен быть наказан штрафом или на худой конец взяткой. В результате, вместо того чтобы взять ваши деньги, он отдаст свои. Конечно, когда приходит чиновник из Роспотребнадзора, он не в состоянии будет определить, действительно ли у вас не принимали денежные купюры или что вас “послали” именно туда, куда послали. Это невозможно, если нет свидетелей. Зато если уж он дошел, то непременно поставит этот магазин на уши и обнаружит что-нибудь поинтереснее. Когда вы оставляете жалобу на некачественное обслуживание по телефону в своем местном департаменте потребительского рынка, обязательно поинтересуйтесь, кто ее принял и какой номер в журнале стоит напротив вашей жалобы.
Впрочем, если сотрудники магазина окажутся людьми вменяемым, до всего этого не дойдет. Им хватит психологического воздействия.
Если же ваша купюра действительно некондиционная, то, возвращаясь к началу, никуда не денешься — надо все-таки идти в банк.