А не прикупить ли нам Рубенса нашего Питера?

В Большом Манеже открывается большой антикварный салон

Европейские антиквары радостно потирают руки от предвкушения больших барышей. Как оказалось, самый лучший (и самый денежный) в мире покупатель старины — наш, отечественный. Москва (отдельные ее граждане, естественно) — как огромная воронка, она в состоянии поглотить все: мировую недвижимость и автомобили ручной сборки, футбольные клубы и самые большие яхты. Теперь настал бум антиквариата.


“Первый салон изящных искусств в Москве полностью оправдал наши ожидания”, — констатирует организатор салона Ив Бувье, президент Art Culture Studio, вспоминая прошлогоднюю экспозицию в Центре искусств Зураба Церетели, где свои шедевры представили тогда 20 антикварных галерей. На этот раз участников оказалось в три раза больше — 68, среди которых все ведущие европейские торговцы стариной. Они привезли в Москву коллекции, способные составить конкуренцию российским музейным собраниям. Под проведение Салона отдана центральная московская площадка — восставший из пепла и полностью отреставрированный Большой Манеж. Для публики экспозиция откроется во вторник и будет работать по 26 сентября.

Что же увидит московская публика на этот раз? (Между прочим, в прошлом году через Центр искусств Церетели за неделю прошло аж 25 тысяч человек.) Полнейшее изобилие. Из Европы привезли антикварную мебель, византийские иконы, живопись и графику, книги, скульптуру, гобелены, фарфор и столовое серебро. Среди имен художников почти все первые имена: Пикассо, Шагал, Моне, Ренуар, Брейгель-младший, Уорхол, чья выставка сейчас, кстати, проходит в Третьяковке. Подобный уровень уже сейчас позволяет сравнивать московский салон с парижским, который проводится в знаменитом Гран Пале.

Из сенсаций. Лондонская галерея Фейган Аарон представляет два шедевра кисти Питера Пауля Рубенса: миниатюру “Распятие со святыми” (ок. 1618—20 гг., масло, 20,3х15,3 см), которая до сих пор хранилась в частной коллекции и не выставлялась более 50 лет, и “Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем” — работа 1630 года, 100 на 87,3 см. Галеристы привезли в Москву также несколько раритетов, оставивших след в российской истории. Например, полотно голландца Адриана ван де Вельде “Лето” (1661 г.), которое долгое время хранилось в коллекции императрицы Екатерины II в Павловске, и картину “Каменная лестница” французского пейзажиста Юбера Робера, чье авторское повторение в 1836 году купил Николай I и которое сейчас находится в собрании ГМИИ имени Пушкина.

Насколько Салон изящных искусств будет успешным, мы узнаем лишь после его закрытия — во время его проведения разрешено лишь резервировать покупки. Тем не менее уже сейчас цифры впечатляют: только страховая сумма всех ввезенных в Москву раритетов составляет более 1 миллиарда долларов.


На вопросы “МК” отвечает президент аукционного дома “Гелос” Олег Стецюра:

— Олег Николаевич, есть ли специфика торговли в России ввезенным сюда антиквариатом?

— Представим две ситуации: когда ценности ввозятся гражданами России (резидентами) и негражданами. Для граждан по Таможенному кодексу существуют следующие режимы ввоза. Первый: с коммерческими целями (продать, подарить). В этом случае резиденты четко декларируют цель (для продажи) и платят таможенный сбор — 18% от стоимости вещи. Второй: если граждане ввозят “для себя”, т.е. для личной коллекции. В таком случае сбора они не платят. И поскольку не указан срок давности действия подобного режима, то теоретически буквально через неделю у человека могут “поменяться обстоятельства”, и ввезенную вещь он может продать. Такая возможность для физических лиц читается между строк в поправке к закону от 1 января 2004 г.

— А что касается ввоза негражданами?

— Нерезиденты платят таможенный сбор до 30%, если везут сюда антиквариат с коммерческими целями. Если же они везут его на выставку или на экспертизу профильным специалистам, таможенный сбор не взимается. Правда, оговаривается срок нахождения ценности на территории РФ: не более года. Если же вещь здесь “задержалась”, необходимо заплатить таможенный сбор. Сумма сбора определяется следующим образом: если предмет куплен на аукционе, должен быть предъявлен счет. И с него-то уже и платится процент. Также процент может исчисляться по сумме страховки.

— Получается, что европейским антикварам невыгодно продавать ценности здесь.

— Естественно, при завозе сюда культурных ценностей нерезидентами им гораздо выгоднее найти здесь покупателя, договориться с ним, потом предмет вывезти и уже за рубежом его продать. Это будет стоить лишь некоторых хлопот самому покупателю: ему надо будет съездить в Европу, но сегодня это все равно как сходить в соседний лес… Правда, для многих европейцев, занимающихся антиквариатом, ключевым понятием является сохранение имиджа — это очень мощный фактор в решении многих вопросов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру