Москва подписала КИОСКский протокол

Городские власти помогут газетам самореализоваться

Если газеты продаются — значит, это кому-нибудь нужно. Минувшим летом социологи выяснили: печатные СМИ читает каждый пятый москвич. Причем 56% покупают любимое издание в киосках, и только 28% выписывают на дом. Но с розничной продажей СМИ дела обстоят куда хуже, чем с шаурмой или пивом.

Издатели поделились своими проблемами с отцами города и во вторник одержали первую крупную победу: правительство столицы поддержало концепцию “Развития системы распространения периодической печати в городе Москве”, предложенную Комитетом по телекоммуникациям и СМИ. Никаких дополнительных ассигнований из бюджета она не потребует. Издатели просили всего лишь о “разумном протекционизме” со стороны властей.

Уже существующие в столице киоски перепрофилируются (после чего в них в ущерб прессе начинают торговать алкоголем, пивом и прочей сомнительной продукцией), а сети распространения скупаются крупными финансовыми структурами, не имеющими отношения к издательскому бизнесу.

В результате получается, что одни издания пылятся на прилавках до вечера, а другие с раннего утра с огнем не сыскать. В первую очередь это касается общественно-политических газет и журналов. Например, “Московский комсомолец” заканчивается во всех киосках уже в полдень.

По мнению столичного Комитета по телекоммуникациям и СМИ, число киосков, торгующих периодикой, должно не сокращаться, а расти — из расчета 1 пункт продажи на 1000 жителей. Чтобы купить газету, москвичам сегодня приходится ехать к метро (в районах жилой застройки расположено не более 5% киосков). “Но если обязать архитекторов при проектировании новых районов закладывать места для торговли периодической печатью, то ситуация изменится”, — уверен глава комитета Михаил Щербаченко. Эти площадки планируется отдавать не просто так, а по конкурсу, в условия которого будут внесены ограничения по ассортименту. Ожидается, что в открытых торгах примут участие в том числе крупные издатели, заинтересованные в установке фирменных киосков.

Участники заседания также призвали правительство максимально упростить процедуру установки киосков. Сегодня без прохождения 24 (!) инстанций сделать это невозможно. На весь процесс согласований уходит от 1,5 до 3 лет и минимум 107 тысяч рублей, не считая потраченных нервов. “Впрочем, во время хождения по кабинетам конечная сумма за счет взяток подтягивается к 10 тысячам долларов за один объект”, — не скрывали выступавшие.


О деталях грядущего реформирования системы газетной розницы “МК” рассказал глава Комитета по телекоммуникациям и СМИ Михаил ЩЕРБАЧЕНКО:

— Михаил Львович, главная мера, заявленная в постановлении, это увеличение сети розничной продажи до определенной нормы...

— Да, есть норма для новостроек — 10 м2 площадей торговых точек с печатью на 1000 жителей. На европейском уровне весьма скромная цифра, но для нас и она прорывная. Главное же в новом постановлении следующее: утвердить дислокацию ныне существующей сети киосков. Иными словами, если на перекрестке стоит киоск, торгующий газетами, то такой киоск должен стоять здесь и впредь. И чтобы никто не мог заменить его на палатку шаурмы, например. Затем на базе существующей дислокации будем развивать сеть. Территориальные органы управления дадут свои предложения, назовут цифры — сколько новых торговых точек надо поставить. Потом на основе этого количества будем решать, в каких именно районах будут установлены киоски, которые станут торговать только прессой. Для колбасы там места нет!

Речь идет не о сиюминутной выгоде. Ведь смысл постановления еще и в том, чтобы поддержать печать, в том числе газеты и журналы социальной значимости. Для этого потенциальный читатель не должен испытывать затруднений с их покупкой. Конечно, самая бойкая торговля идет у метро, но мы хотим дать шанс покупать газеты рядом с домом. Поэтому установка новых киосков будет проводиться на конкурсной основе.

— Поясните, пожалуйста.

— Например, хочет распространитель поставить несколько точек. Пожалуйста, но у города свой интерес — сбалансированное развитие сети. Поэтому власти говорят: “Хотите сделать 10 точек у метро, а 3 на окраинах? Не выйдет. Ставьте у метро три, а 10 по округе”.

— Надо думать, по условиям конкурса продавцов обяжут размещать на прилавке ряд социально значимых изданий?

— Естественно. Сейчас на видное место распространители в первую очередь выкладывают развлекательные издания — глянцевые журналы, молодежную и спортивную прессу, кроссворды. Но это не значит, что люди не нуждаются в серьезных газетах. Просто многие из них до читателя не доходят. Пусть они лежат на виду на прилавках в обязательном порядке. А уж купят их или не купят — это дело читателей, никто их принудить приобрести что-то не может.

— Как постановление будет выполняться на практике?

— В трехмесячный срок наш комитет, Департамент потребительского рынка и префектуры должны разработать перспективный план по развитию сети киосков, а в месячный — план по “ручникам” (торговцам газетами с рук). Попутно решается вопрос об условиях установки киосков (тех самых пресловутых 24 инстанциях). Мэр дал поручение новому руководителю Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаилу Вышегородцеву разобраться с этим. Москомархитектура должна разработать проект типовых киосков или торговых модулей для разных районов. Ну а потом, когда их установят, останется идти и покупать газеты и журналы.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру