Он никогда не видел своих учеников, хотя уже 12 лет ведет уроки. Он преподает информатику, но ни разу не пользовался мышкой. Такой вот уникум — 38-летний незрячий учитель Владимир Соколов — работает в московской школе-интернате №1 для слепых и слабо видящих детей. Его личная драма в том, что родился Владимир со стопроцентным зрением, а в шесть лет ослеп. Врачи так и не поняли почему.
— Я тогда болел воспалением легких, которое лечили сильнодействующими антибиотиками, — вспоминает Соколов. — Однажды играл в песочнице, а парень, который убегал от милиции, ударил меня ногой. Я отлетел и сильно ушибся головой. Скорее всего, эти два события и лишили меня зрения.
Мальчика определили в ту самую школу-интернат №1. Володя оказался настолько одаренным в физике и математике, что поступил не куда-нибудь, а на мехмат в МГУ, где учился вместе со зрячими. А потом вернулся в родные стены учителем информатики.
— Поначалу было очень сложно — педагогического опыта никакого, — говорит Владимир. — Мне тогда сильно помогли мои же учителя: объяснили, как строить урок, делились своими наработками. А к детям я сразу подход нашел — я же из их среды…
В 2002 году Владимир Соколов стал учителем года в номинации “Коррекционный педагог”. На его уроках всегда аншлаг.
С первого взгляда — обычный компьютерный класс: мониторы, клавиатуры… Только мышек нет. Вместо них — аудиоколонки и специальные дисплеи с буквами по Брайлю.
— Как выглядит компьютер, я объясняю по специальным пластиковым альбомам, — говорит Соколов. — Два-три года уходит на разучивание клавиатуры, причем не только русского алфавита, но и латиницы, спецзначков и комбинаций клавиш. С “клавой” незрячему надо управляться очень быстро — это единственный его инструмент. В компьютерах для слепых установлена специальная программа, которая озвучивает текст через динамики. Поэтому незрячие дети слышат компьютер.
О том, насколько хорошо преподает информатику Соколов, говорит такой факт: больше половины выпускников школы-интерната №1 поступают в вузы на IT-технологии.
— Единственное, что не под силу слепым детишкам, — рисовать. Аудиопрограмма пока не поспевает за мышкой, — объясняет учитель. — Зато мои подопечные хорошо освоились в Интернете: умеют читать интернет-страницы, сами их делают и вешают в глобальную Сеть. Кстати, в США за интернет-ресурсы, недоступные незрячему, разработчики платят большие штрафы. В России же есть лишь несколько сайтов для слепых. В них все написано в строчку и нет картинок.
Свою вторую половинку Владимир Соколов нашел тоже в школе. Молодой учитель влюбился в ученицу Олю, на девять лет младше него. Свадьбу сыграли сразу же, как девушка закончила школу. А совсем недавно Ольга Соколова стала олимпийской чемпионкой по плаванию на параолимпийских играх в Афинах...
— Похож? — Рядом с Владимиром стоит его маленькая копия. — Знакомьтесь — мой Славик.
Соколову-младшему — девять лет. Он учится в третьем классе.
— Славик плохо видит, но я верю, что ему, в отличие от меня, медицина поможет…