Тур де фальш

А за запахом тайги едут только дураки

11 октября 2005 в 00:00, просмотров: 375

— Где был? — в первый после отпуска день коллеги без особого любопытства реагировали на загар.

— В Бразилии, — как можно равнодушней отвечал я. — Рио-де-Жанейро, знаете ли, белые штаны, доны Педро и много-много диких обезьян…

Кто-то мысленно покрутил пальцем у виска, кто-то улыбнулся, как удачной шутке. Совсем другая реакция была на следующий день, когда я явился на работу в тех самых белых штанах, в майке с надписью “Brazil” через все пузо и протянул друзьям пачку фотографий:

— Это в Рио, на фоне знаменитой статуи Христа. Это на “Маракане”… Вот Копакабана… А это уже на берегу Амазонки, там, где в нее впадает Рио-Негру.

— Ни фига себе! Это же две штуки баксов! — “упали” коллеги.

— Ха, две! За две в Бразилию не стоит и соваться — только на пляже поваляешься, — разглагольствовал я с видом знатока. — Чтобы увидеть Бразилию, надо побывать в джунглях, пообщаться с индейцами, посмотреть гигантские водопады... Так что держи карман шире: четыре с гаком!

А еще через пару дней в редакционных коридорах я стал ловить на себе загадочные взгляды юных сотрудниц…


В Москве — новое увлечение. Менеджеры, жены банкиров и прочие представители мидл-класса помешались на виртуальных путешествиях. Но наследники досточтимого Юрия Сенкевича с их кинопутешествиями и путевыми заметками тут вовсе ни при чем: новую фишку согражданам подкинули турфирмы.

Внимание: фальшивые туры! — нашел я в куче прочего спама-хлама. Подумаешь, очередные обманутые туристы, которых фирма-однодневка бросила на произвол судьбы где-нибудь в Турции или Египте, делятся своим горьким опытом — старо как мир. И вдруг:

“Вы хотите отдохнуть, но у Вас нет средств? Можно приобрести фальштур! Вы говорите страну, в которой хотите отдохнуть, и менеджер составляет с Вами тур. Потом Вы получаете фотографии своего отдыха, рассказ от менеджера о Вашем отдыхе и сувениры с мест отдыха”.

А вот это уже любопытно, — и я отправился на Чистые пруды, в турфирму, предлагающую такую неожиданную услугу.

До первой крови

— С какой целью приобретаете фальштур? — первым делом осведомилась тур-менеджер Ирина.

— Ну, приколоться, друзей разыграть...

Ответ миловидную брюнетку полностью удовлетворил, и мы приступили к работе.

— Страну выбрали?

— Хотелось бы что-нибудь экзотическое — Карибское море, например...

— А как насчет Бразилии? У нас там очень хорошие партнеры.

— Отлично. Всю жизнь мечтал побывать в Бразилии.

— Фотографии? Билеты на самолет? Майка с надписью “Бразилия”? Пивная кружка с видом Рио-де-Жанейро? — Ирина “выложила” типовой набор в качестве приложения к “туру”, а я послушно кивал. Для достоверности добавили еще буклет Парка птиц и билеты на фуникулер, поднимающий туристов на священную гору Корковадо, где находится самая высокая в мире 30-метровая статуя Иисуса Христа — символ Рио и всей Бразилии. А вот от чучела крокодильчика, которое потянуло бы на 1000 баксов, несмотря на уговоры, я решил отказаться.

Затем Ирина поведала о моем маршруте:

— Самолет приземляется в Рио, вас встречает представитель фирмы и отвозит в гостиницу, которая находится неподалеку от пляжей Копакабаны. Пять дней вы проводите в этом чудесном городе, знакомитесь с достопримечательностями, потом — перелет в городок Манаус, переезд на автобусе в поселение амазонских индейцев. Ночуете в туристских бунгало, стилизованных под хижины аборигенов. Здесь принимаете участие в охоте на пираний, совершаете экскурсии по сельве. На третий день — перелет в город Порто-Сегуро. Это главное тусовочное место Бразилии, что-то вроде Ибицы. Каждую ночь на улицы вываливают толпы народа — местные жители и туристы со всего мира, — и до утра все пляшут и всячески веселятся. Такое рэйв-пати под открытым небом.

В качестве учебных пособий мне вручают глянцевый буклет “Бразилия” и меню какого-то ресторана, переведенное на русский язык.

— Обычно всех интересует, что сколько стоит, — предупреждает Ирина. — А чтобы окончательно побороть сомнения ваших друзей, расскажите про бразильских крыс. Они там повсюду, но в передачах и статьях, нацеленных на привлечение туристов, об этом, разумеется, не говорят. Так вот, бразильская крыса имеет длинный острый нос и пушистый рыжий хвост. Живут они на помойках, но при этом не боятся людей и попрошайничают на улицах, как наши собаки. Если вас все устраивает, — заключает получасовую лекцию Ирина, — проходите к фотографу. Когда картинки будут готовы, расскажем, где и при каких условиях каждая из них была снята.

...Полутемная комнатенка, в которой обитает фотограф, завалена шезлонгами, плетеными креслами, надувными матрасами и прочими атрибутами курортной жизни. Никаких ассоциаций с Бразилией все это не вызывает. Раздеваться до плавок в холодной комнате перед мрачным незнакомым человеком ужасно не хочется, но и отступать поздно: без фото на знаменитой Копакабане вся затея гроша, так сказать, ломаного не стоит.

Тем временем мастер объектива, сделав цифровиком с полсотни кадров, произносит нечто странное:

— Руку резать будете?

— Не понял...

— Один наш клиент для пущей натуральности расцарапал руку до крови — как будто пиранья укусила.

— Спасибо, обойдемся без лишнего натурализма.

На то, чтобы вставить с помощью компьютера мои изображения в бразильский антураж, у фотографа, являющегося по совместительству и дизайнером, уйдет неделя-другая.

Мечту не хаваем

— Мы придумали продавать мечту, — Дмитрий Попов, гендиректор турфирмы, которая ввела в обиход фальштуры, рассказывает о “ноу-хау”. — Есть люди, которые всю жизнь, как тот же Остап Бендер, мечтают побывать в Бразилии. Или в Африке, или в Новой Зеландии. Но поехать по каким-то причинам не могут. Может, аэрофобия. Или не хватает денег. Зато они могут помечтать, погрузиться с нашей помощью в мир своей мечты.

По словам Дмитрия, он и его коллеги совсем не хотели идти по стопам одной питерской конторы, которая примерно таким же образом предоставляет алиби на все случаи жизни. Но, как показала практика, наши соотечественники, слегка перефразируя довлатовского героя, “мечту не хавают”. За все время едва ли не единственный клиент обратился в фирму именно по тем мотивам, о которых говорит Дмитрий, т.е. за мечтой. Все остальные нашли фальштурам чисто утилитарное применение.

— У нас есть одна постоянная клиентка, — рассказывает Попов. — Жена “нефтяника”. Он постоянно в разъездах, а она безвылазно сидит в доме на Рублевке. Путешествовать одной он ей не разрешает, а сам всегда занят. Так вот, чтобы пустить подругам пыль в глаза, она обратилась к нам. Мы сделали ей фальштур на Лазурный Берег: фотосессия, несколько безделушек, бочонок дорогого французского вина — все это легко купить, не выезжая из Москвы. Ей так понравилось, что за лето она “побывала” с нашей помощью еще в трех местах — в Бразилии, на Канарах и почему-то в Дании.

Другая клиентка обратилась с куда более деликатной просьбой: собиралась ехать в Турцию с любовником, а мужу сказала, что едет с подругой. Привела эту подругу, вместе поснимались в разных видах и позах. И, только получив на руки готовое фотоалиби, дамочка отправилась отдыхать.

Мужики, разумеется, практикуют то же самое, но у них это называется “поехать с друзьями на рыбалку”. Или на охоту. Специально на такой случай у фирмы есть надежный человек в дальнем Подмосковье, который по первой просьбе может подогнать любую рыбину или зверюгу. Даже тушу медведя. Стоить тот медведь будет тысяч пять долларов.

Кроме “охотников-рыболовов” фальштуры завоевали популярность и у граждан, склонных к запоям.

— Помогли одному банковскому служащему. Он неделю не появлялся на работе. Мы ему сочинили легенду, оснастили “реквизитом”. Пошел просить прощения к начальству. Сказал, что подвернулся “горящий” тур на Кубу. Показал фотографии, подарил бутыль кубинского рома и коробку сигар. Шеф поверил — простил.

По оценкам Дмитрия и к вящему его огорчению, как алиби фальштуры воспринимает примерно две трети клиентов. Остальные приходят, чтобы разыграть потом друзей и сослуживцев. Но и такие розыгрыши приносят иногда вполне реальные дивиденды.

— Обратилась одинокая женщина, работающая в солидной фирме, — продолжает Попов. — Зарабатывает она достаточно, но одна за границу ехать стесняется. Ее коллеги между тем по сто раз уже побывали в Турции и в Египте. Она по этому поводу страшно комплексовала, считала, что у нее имидж неуспешного человека и ее могут уволить. Мы сделали ей фальштур в Испанию. Свой отпуск она провела, как обычно, на даче в Подмосковье, несколько раз сходила в солярий. А через пару месяцев она приехала в наш офис с коньяком и рассказала, что ее повысили в должности. Может, и просто совпадение...

Отдых по-черному

По словам профессионалов, туристическая отрасль переживает небывалый бум — турфирм развелось едва ли не столько же, сколько туристов. Поехать можно куда угодно — были бы деньги. Но уже назревает кризис — многие соотечественники, побывав по нескольку раз в Анталье и Египте, жалуются: везде одно и то же, скучно. Ведь туризм — это не только отдых, заключающийся для большинства из нас в валянии на пляже, но и новые яркие впечатления. А с этим-то как раз и туговато. Вот и напрягают фантазию туроператоры.

— Фальштуры — это только часть нашей новой программы, — рассказывает тот же Дмитрий Попов. — В следующем году начнем продвигать на рынок так называемые туры с погружением. Допустим, человека, вся жизнь которого проходит в офисе, можем отправить на “шабашку”. Будет в составе бригады строить свинарник в Нечерноземье или собирать бананы в Эквадоре. Что он турист, никто, кроме бригадира, не узнает. Будет, как все, получать зарплату, жить на подножном корме — новые впечатления гарантированы.

Правда, стоить эти эксклюзивно-экспериментальные виды отдыха будут скорее всего недешево. Как, кстати, и популярные уже в узких кругах фальштуры.

Когда через две недели, отдохнув у тестя под Туапсе, где и приобрел свой “бразильский” загар, я пришел в турфирму за фотографиями и сувенирами, счет мне выкатили, прямо скажем, нешуточный. До Бразилии, конечно, не доедешь, но в Турцию на неделю вполне можно было бы смотаться. Впрочем, эту проблему я решил с легкостью. Играть — так играть. Посидел за компьютером, отсканировал, распечатал на хрустящей бумаге. Хоть и в домашних условиях, но получилось очень даже похоже. В общем, за свое фальшпутешествие расплатился такими же фальшденьгами. Все по-честному!




Партнеры