Кто есть кто в современной России

Открылась выставка “Новая фотография из новой России”

14 октября 2005 в 00:00, просмотров: 355

Он снимал войну в Чечне. Его контузило, и с тех пор он снимает только цветы и обнаженных женщин. Фоторепортер Борис Кудрявов не хочет возвращаться в прошлое. Однако большая выставка “Новая фотография из новой России”, развернутая сейчас в бельгийском городе Антверпене, возвращает нас в историю и, безусловно, является яркой краской фестиваля “Европалия”.


В Антверпене современная Россия представлена в 250 цветных и черно-белых отпечатках. В них время бьется, как пульс, начиная с 1991 года, когда москвичи вышли на баррикады к Белому дому. Что и запечатлели Александр Абаза и Игорь Мухин. Новые большевики, старые большевики, две чеченские кампании, красный синдром — в общем, история во всех ее проявлениях и лицах. Можно с удовольствием рассматривать людей с Поволжья и видеть в них, может быть, последнюю опору России. Но снимок Владимира Семина, на котором морщинистая бабка с клюкой, в оборванном платке и с тощей коровой, — читается как символ страны.

Прелюбопытные проекты и монтажи. Мастер последнего Георгий Первов демонстрирует бельгийцам две параллельные российские действительности — гламурно-рекламную и несчастную, убогую, неопрятную: плейбой-красавец на баннере, а на его фоне две старые курилки в красных допотопных плащах. Но, пожалуй, самым интересным и показательным пятном выставки можно считать детей. Дети-модели, дети как предмет вожделения, купли-продажи, оружие в руках детей.

— Это значит, что мы наконец начали думать о будущем, — комментирует снимки Ольга Свиблова.

Причем мысли о будущем все больше толкают на размышление. Вот, например, “Богатый мальчик” — типичный представитель поколения детей новых русских. Не надо ничего объяснять, по глазам понятно, что у него в этой жизни всего так много, что он уже устал жить. А смотреть в глаза предлагает группа фотохудожников AES+F, сделавшая еще в 1998 году проект уникальный: они смешали фотографии девочек от 16 до 20 лет — студенток и убийц, не обозначив подписями кто есть кто. И только глядя в их глаза, зрителю предлагают определить девочек-убийц. Как правило, зритель отводит глаза.

Апофеозом можно считать снимок этой же группы фотографов — парафраз на тему электронной игры “Экшн хав лайф”. Реальных детей вывезли в Синайскую пустыню, одели в модную одежду и засняли в разных динамичных позах. А затем вложили им в руки современное оружие, а над ними запустили сверхзвуковые самолеты. Когда-нибудь это оружие выстрелит, но будет поздно. Художники предлагают подумать об этом сегодня.

“Новая фотография из новой России” состоит из разных проектов, демонстрировавшихся в Москве в разное время, но, собранная в одном месте, она производит сильное впечатление.




Партнеры