ВИЧ без права передачи

Алексей Мазус: “Наркомания опаснее СПИДа!”

СПИД шагает по стране семимильными шагами — как коммунизм в былые времена. Если раньше газетные заголовки пестрели сообщениями об увеличении надоев и урожаев, то теперь — о росте эпидемии ВИЧ-инфекции. Мы, как водится, опять впереди планеты всей. Даже впереди африканских стран, традиционных лидеров в деле распространения СПИДа. Увеличение расходов государства на борьбу со страшным заболеванием в 30 раз трактуется как признак катастрофы.

Как же обстоят дела с эпидемией СПИДа в России на самом деле? Об этом “МК” рассказал руководитель Московского городского центра борьбы со СПИДом Алексей МАЗУС.


— В последнее время утверждение, что темпы развития ВИЧ-инфекции в России самые высокие в мире, звучит не только в СМИ, но и во многих экспертных докладах, подготовленных международными организациями, которые работают в нашей стране. Делается это путем нехитрого умножения числа реально выявленных случаев на пять, семь, десять... Например, в Книге всемирной статистики, размещенной в том числе на сайте ЦРУ, цифра распространенности ВИЧ в России увеличена в 10 раз, зато собственные показатели США занижены как минимум в 2 раза.

Исследования, проведенные нашими экспертами, однозначно говорят, что начиная с 2001 года в России идет стабильное снижение числа вновь выявленных лиц с ВИЧ. Москва же является лидером по темпам снижения ВИЧ-инфекции среди всех наиболее пораженных регионов России, в частности потому, что в столице очень эффективно работают программы сдерживания эпидемии. Сегодня ситуация по СПИДу в Москве несколько хуже, чем в Брюсселе, но лучше, чем в Париже и Лондоне. И гораздо лучше, чем в столицах Испании и Португалии.

Да, высокие темпы роста заболеваемости регистрировали в Российской Федерации 4—5 лет назад, но это длилось очень короткий период времени и являлось следствием одновременного распространения ВИЧ и наркомании, как, впрочем, было и во многих других странах.

— Почему вы так уверены в достоверности этих данных?

— В России исторически сложилась лучшая в мире служба надзора за инфекционными болезнями, в том числе и за ВИЧ-инфекцией. Кстати, сейчас наш опыт постепенно перенимается Западной Европой и США.

Проведение исследований на ВИЧ-инфекцию определенных категорий населения, например юношей призывного возраста, которых мы обследуем практически 100%, показало, что в Москве за последние 4 года отмечается снижение заболеваемости в этой группе молодежи в 8 раз. Другая группа, контролируемая полностью, — беременные женщины. Здесь обнаруживается примерно одно и то же число зараженных каждый год. Это означает, что роста заболеваемости половым путем нет. Ведь представители и той, и другой групп относятся к сексуально активному населению, так что картина представляется весьма достоверной. Анализ, проведенный российскими учеными по ВИЧ/СПИДу в России, позволяет утверждать, что прогнозы о катастрофическом характере эпидемии безосновательны.

— Может быть, эпидемии СПИДа в России вообще нет?

— Понятие эпидемической заболеваемости и порога эпидемии для таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция, достаточно условно. Не существует четкого определения, как, например, при гриппе, — какое число заболевших считается пороговым. Даже в странах, где вообще не зарегистрировано случаев ВИЧ-инфекции, необходимо проведение комплекса противоэпидемических мероприятий. Но, к сожалению, таких стран практически не осталось.

Если сравнивать Россию с некоторыми южноафриканскими государствами, где ВИЧ-инфекцией заражен каждый третий взрослый человек, или с США, где официально зарегистрировано более 800 тысяч больных СПИДом, то и впрямь, о какой эпидемии СПИДа в России можно говорить? А если взять в качестве примера Монголию, недавно выявившую 13-го заболевшего гражданина, то ситуация в России более чем серьезна.

Конечно, 330 тысяч ВИЧ-инфицированных россиян и около двух с половиной тысяч больных СПИДом — это очень тревожные цифры. Распространенность инфекции в России составляет 0,2% населения, но это не повод ставить нашу страну в один ряд с самыми пораженными регионами мира. Судите сами: даже несмотря на то, что ожидаемое через два года десятикратное увеличение числа больных СПИДом в Москве составит свыше 4 тысяч человек, это количество будет в три раза меньше сегодняшнего числа больных в Лондоне и Париже, в четыре раза меньше, чем в Мадриде, и в сорок (!) раз меньше, чем в штате Нью-Йорк!

— Вы упомянули мероприятия по сдерживанию заболеваемости. Что это за мероприятия?

— Московская городская программа включает в себя не только обеспечение инфекционной безопасности донорской крови и врачебных манипуляций, своевременное выявление больных, их лечение, предупреждение передачи вируса от матери ребенку, но и информирование населения. Сегодня москвичи гораздо полнее осведомлены о путях передачи ВИЧ, нежели до 2000 года. Проводятся занятия в школах, в городе размещены информационные щиты, по ТВ демонстрируются видеоролики... На “горячую линию” по СПИДу поступает до 50 звонков ежедневно, а специальный сайт в Интернете посетили уже около 5 млн. человек!

— На борьбу со СПИДом в 2006 году в России предполагается выделить 3 млрд. рублей. Как это скажется на лечении больных?

— Это очень важное решение. Предусмотренные на 2006 год средства позволят обеспечить самыми современными и, разумеется, бесплатными лекарствами всех ВИЧ-инфицированных россиян.

К сожалению, в отличие от Западной Европы, большинство ВИЧ-инфицированных у нас — наркоманы. В Москве созданы все условия для полноценной медицинской помощи таким больным, есть наркологи в Центре СПИДа, много лет существует специализированное отделение в 17-й наркологической больнице, с этого года начала работать реабилитационная служба в Московском центре наркологии. Но значительное количество больных-наркоманов не идут к врачам. Тут есть еще одна проблема: лечение ВИЧ-инфекции — одно из самых сложных в медицинской практике. Необходим ответственный подход к лечению со стороны пациента. Несвоевременный прием лекарств не только делает их бесполезными, но, более того, приводит к тому, что вирус становится невосприимчивым к применяемым лекарствам и с этими новыми свойствами может передаваться другим людям. А это уже — бактериологическая бомба замедленного действия, бороться с которой невероятно сложно. Поэтому к лечению ВИЧ-инфекции у наркоманов во всех странах подходят с большой осторожностью. Ведь о какой ответственности с их стороны можно говорить, если для лиц, потребляющих наркотики, безответственность — образ существования? Наркомания — болезнь даже еще более страшная, чем СПИД...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру