Сергей Безруков: Есенин не скандалил, а протестовал

“Есенин был светлым человеком”

11 ноября 2005 в 00:00, просмотров: 1986

Был ли великий русский поэт таким уж дебоширом, пьяницей и бабником? Страдал ли суицидальными настроениями? Встречался ли с Распутиным и гладил ли пальчики принцессам императорской фамилии? Бил ли морду Пастернаку и истязал ли Айседору Дункан? Наконец, был ли убит или все-таки ушел из жизни добровольно?.. Вопросов больше, чем ответов. И если говорить о новом сериале Первого канала “Есенин” как о художественном шедевре пока рановато, то возмутителем спокойствия этот проект уже стал. Историки, литераторы, кинематографисты и обычные телезрители ломают копья по поводу и без.


Пока все противники сериала не заметили главного. А главное, по словам исполнителя главной роли Сергея Безрукова, заключается в том, что “Есенин был светлым человеком”.

— Нам хотелось развеять уже существующий шаблонный образ поэта-скандалиста — этот миф, который навязывали в советских школах. Что, дескать, Сергей Александрович — упаднический кабацкий поэт, алкоголик, праздный гуляка и хулиган. Для меня такое определение кощунственно и противно.

— Но ведь в первых сериях вы показываете, как Есенин пьет водку, дерется с Пастернаком до первой крови, кутит, меняет женщин. Странное развеивание мифа, согласитесь.

— Не соглашусь. Да, скандалы в жизни Есенина были. И мы не собирались его причесывать до состояния розового героя и сладкой патоки. Но все есенинские скандалы — не что иное, как яркая форма протеста против режима, умерщвляющего личность, уничтожающего русскую культуру.

Насчет драки с Пастернаком… В то время, когда это происходило, они были молоды. У нас же не драка из какого-нибудь боевика. Просто молодежь устраивает дуэль на кулаках, отстаивая свои убеждения. Такие мальчишеские разборки были, есть и будут. Да и не это главное в нашем сериале. Хочется, чтобы зрители открыли для себя нового Есенина — доброго, светлого, бесконечно любящего свою родину.

— Включая тех из них, кто до сих пор воспринимает вас как Сашу Белова из “Бригады”?

— В первую очередь. Кстати, в Ярославле, где мы снимали часть фильма, неподалеку от нашей съемочной площадки стояли гаражи. И вокруг нас всегда крутились мои поклонницы из тех, кому сегодня около 20 лет. Те, которые любят меня во многом за “Бригаду”. Так вот, на одном из гаражей появилась надпись: “Саша Белый теперь Есенин”. По-моему, это ответ на ваш вопрос.

— Вы стали креативным продюсером сериала. В чем заключалась эта ваша функция?

— В том, например, что впервые за всю историю отечественного кинематографа не режиссер утверждал актеров, а наоборот. Я как исполнитель главной роли подбирал и режиссера для проекта, и партнеров.

— Почему выбор пал именно на Игоря Зайцева? Вы с ним раньше работали?

— Мы просто дали ему задание: Игорю предстояло за сутки снять, смонтировать и показать две сцены из сериала. Он справился как нельзя лучше. Уже потом мы выяснили, что несколько лет назад, когда Игорь еще занимался рекламой, в одном из его роликов я озвучил собаку. Но ни он все это время не знал, чьим голосом говорит пес, ни я — кто режиссер той рекламы.

— Актрис на роли любимых женщин поэта тоже вы выбирали?

— Разумеется. Мне же с ними работать, хотелось, чтобы было комфортно. Вот я и искал тех, с кем мне в жизни легко. Моя жена Ира сыграла помещицу Лидию Кашину. Замечательной актрисе и роскошной женщине Марине Зудиной досталась роль Зинаиды Райх. С ролью Августы Миклашевской блестяще справилась Катя Гусева, с которой мы играли мужа и жену еще в “Бригаде”. Катя настолько преобразилась в своей роли, что подходившие ко мне за автографами люди ее просто не узнавали. Один раз мне даже стало стыдно, говорю: “Что же вы у Кати Гусевой автограф не возьмете?” Все так удивлялись: “А это разве она?..”

— Именно вы настояли, чтобы роль Айседоры Дункан играла американская звезда Шон Янг. Среди соотечественниц кандидатуры не нашлось?

— Можно было, наверное, и не тратиться на американских звезд. И русская актриса могла бы изобразить акцент. Но поверьте, никакая наша артистка так не скажет “золотая голова”, как это сделала Шон. А когда она на съемочной площадке читала “Кльон ты мей опаший…”, у меня прямо мурашки по коже бегали. К тому же Янг владеет в Нью-Йорке балетной школой, где люди учатся танцевать степ. Для нас это было немаловажно.

— Роль отца Сергея Есенина досталась вашему отцу тоже с легкой руки креативного продюсера Сергея Безрукова?

— Нет. Ну честно, я в роли Есенина-старшего поначалу видел Сергея Петровича Никоненко. Но Первый канал вдруг предложил: пусть, мол, отца играет отец. Тем более, сериал снят по его книге, он соавтор сценария. И потом, мало кто знает, но именно отец первым сыграл Есенина на советском телевидении, в фильме-опере “Анна Снегина”. Задолго до того, как признанным Есениным нашего кино стал Никоненко.

— И все-таки, доказать своим сериалом, что Есенина убили, — ваша принципиальная позиция?

— Да, учитывая, что официальная версия не признает насильственной смерти поэта до сих пор. Для нас было важно перевести Сергея Александровича из горящего в аду грешника-самоубийцы в разряд страдальца-великомученика, жертву большевистского режима. Это, считаю, наш долг перед Есениным.

ЗА КАДРОМ

• В целях экономии бюджета Италию снимали в Одессе. А вот Парижем в сериале стала… Венеция.

• Перед началом съемки группу благословил священник храма в селе Константиново Рязанской области, где родился и провел детские годы Сергей Есенин.

• Создатели сериала не верили, что мягкий и вальяжный Олег Табаков — идеальный исполнитель роли сурового генерала КГБ. Но Безруков вступился за своего учителя: “С силовыми органами Олег Павлович знаком с тех пор, как сыграл Шелленберга в “Семнадцати мгновениях весны”. Кому, как не ему, играть контрразведчика?” Подействовало.

• В конце съемок Шон Янг призналась, что никогда бы не смогла полюбить такого человека, как Есенин. А вот Безруков в роли поэта показался ей весьма привлекательным и сексуальным мужчиной.

• Соотечественник Янг Гари Бьюзи, сыгравший первого мужа Дункан, впервые предстал на экране в образе порядочного человека. Звезда “Смертельного оружия” и “Фирмы” очень переживал, что в “Есенине” нет сцен драк с его участием. Бьюзи уважили и специально дописали эпизод, в котором его герой лихо расправляется с обидчиками Есенина.

• Актеры так сроднились со своими персонажами, что и после съемок звали друг друга именами героев сериала. Встречаясь с Дмитрием Щербиной, сыгравшим Анатолия Мариенгофа, и с исполнителем роли Якова Блюмкина Гошей Куценко, Сергей Безруков до сих пор называет своих коллег Толей и Яшей.

К СЛОВУ

Станислав Рассадин, литературовед:

— Я бы не стал придираться к фактологическим несоответствиям. О встрече поэта с Распутиным с равной долей вероятности можно говорить, что она была и что ее не было. Распутин всегда интересовался такими людьми, как Есенин. Равно как не стал бы отрицать факт драки Есенина и Пастернака. В своих воспоминаниях сам Пастернак пишет, что с Есениным они то целовались в пьяном виде, то до крови дрались. А вот то, что русские солдаты в дореволюционной России поют песню на стихи Михаила Светлова, — бред. Как и встреча с императорской семьей в Зимнем дворце. Есенин просто читал свои стихи в госпитале, где присутствовала императрица. И вряд ли он любезничал с принцессами. Есенин и сам любил приврать о себе, помистифицировать вокруг своего имени, но обсуждать это не имеет смысла.

Марианна Богдан, психиатр:

— Когда следователю в исполнении Александра Михайлова заявляют, что по стихам разных лет реально определить его предрасположенность к суициду, — это неверно с точки зрения психиатрии. Подобные диагнозы не ставятся заочно. Прежде чем это определять, необходимо тщательно проанализировать произведения поэта за искомый период времени, досконально изучить его дневники, письма и даже ознакомиться с фотографиями объекта исследования. Такие неточности не украшают сериал.

Александр Абдулов, актер:

— Первые серии мне не очень понравились. Ощущение, что Есенин только и делал, что пил и дрался. Мне кажется, что там все слишком далеко от реальности и нет ничего настоящего. Даже в Есенине есенинского, на мой субъективный взгляд, мало. Во всяком случае, я себе поэта другим представлял.

Анастасия Волочкова, балерина:

— С нетерпением жду продолжения фильма, он меня по-настоящему вдохновляет. Вот у нас все почему-то привыкли копаться в грязном белье: пил ли, скандалил ли, бил ли Айседору Дункан… Все это настолько мелко. Для меня этот сериал — просто интересная красивая история. И еще — наблюдая за сюжетом, в который раз убедилась в правоте собственного мнения: в мире искусства больше всего не прощают успех.

Сергей Соловьев, кинорежиссер:

— Пока отношение к увиденному двойственное. С одной стороны — очень хороший артист Безруков и замечательный поэт Есенин, от экранного воплощения которого по крайней мере с души не воротит. С другой — режиссерское отношение к такому космическому явлению российской культуры, как Есенин, создает порой странное ощущение запредельного маразма. Когда смотришь на драку Есенина и Пастернака, чувствуешь себя наблюдающим со стороны за пациентами сумасшедшего дома, которые возомнили себя Пастернаками, Мариенгофами, Троцкими. Какая-то явная патология.


Бенедикт Арнов, историк литературы:

— Даже если отбросить мелкие несоответствия и исторически-литературные неточности, сама идея убийства поэта, на которой и строится весь сериал, высосана из пальца и вряд ли заслуживает серьезного обсуждения. Ведь никаких других доказательств насильственной смерти, кроме одной-единственной посмертной фотографии, просто не существует.

В разное время рассматривали две версии убийства Есенина:

Версия 1-я: Есенина убили чекисты по заказу верховной власти

— Не выдерживает никакой критики. Да помилуйте, в 1925 году он никому не мешал, да и не был уже нужен в качестве классового врага. И властям, и чекистам было не до него.

Версия 2-я: антисемитская

— Ничуть не лучше первой. Там в качестве заказчика фигурирует Троцкий, который на самом деле Есенину всячески симпатизировал. Скорее поэта не любил Бухарин, который сразу после смерти Сергея Александровича написал свои “Злые заметки”, в которых первым пустил в ход слово “есенинщина”. Да и то Николай Иванович выступал не столько против самого поэта, сколько против обожествления Есенина.

На самом деле: к моменту самоубийства Есенин был давно и тяжело больным человеком, хроническим алкоголиком. Поэт довел себя до такого состояния, что суицид казался ему единственным приемлемым способом решения всех своих проблем.

Откуда ноги растут: Вообще, это старая песня. Первый бум вокруг того, что поэта убили, возник в перестроечные годы, когда разоблачали всё и всех и все кому не лень. И вот сегодня вторая волна. Подобная телеспекуляция на имени Сергея Есенина появилась, вероятно, по малограмотности ее создателей. Возможно, из-за тяги к сенсационности. А может быть, и из желания поднять рейтинги сериалов. Хотя, с другой стороны, появление такого телепродукта именно сейчас в чем-то даже логично. Мой хороший друг, известный астрофизик Шкловский, говорил, что чем хуже ситуация в стране, тем больше будет желающих поверить в летающие тарелки. “Есенин”, как и НЛО, — отвлекающий фактор. Вроде футбола. И с этой точки зрения такой фильм вреден и не нужен. Кстати, в разное время говорили и о том, что Маяковского убили, и даже академика Павлова. Хотя последнему на момент смерти было за 80 лет и очевидно, что он умер естественной смертью. Ну что же, собака, как говорится, лает, а ветер носит. Время рано или поздно все расставит по своим местам.




Партнеры