Коэффицент защиты

Для российских вузов вводится новая арифметика

14 ноября 2005 в 00:00, просмотров: 495

Недавно ректора одного из московских университетов на год отстранили от занимаемой должности за то, что выдавал дипломы гособразца по неаккредитованной специальности. В результате пострадали и ректор, и вуз — удар по репутации. О том, как избежать подобной ситуации, а также об изменениях в правилах аккредитации отечественных учебных заведений корреспонденту “МК” рассказала заместитель руководителя Рособрнадзора Елена Николаевна ГЕВОРКЯН.


— По правилам, первая аттестация вуза (как государственного, так и негосударственного) проводится только после первого выпуска специалистов. Здесь есть противоречие в законодательстве... Но для уже аккредитованных вузов аттестация по новой специальности может совпадать с первым выпуском. Решение об аттестации и аккредитации готовится Рособрнадзором, а утверждается Аккредитационной коллегией. Если студент заканчивает учебу по неаккредитованной специальности, то он не может получить диплом гособразца. Пострадавшему ректору следовало выдать дипломы чуть позже, после признания программы аккредитованной.

— В правила аккредитации внесены существенные изменения. С чем это связано?

— При госаккредитации учебного заведения теперь учитывается целый ряд показателей: количество специальностей, квалификация профессорско-преподавательского состава (ППС), научная деятельность, методическая работа, послевузовское и дополнительное образование в вузе и др. Они не являются установленными раз и навсегда, меняются в зависимости от ситуации в экономике и образовании. Например, предыдущий показатель по научной работе был установлен в 1998 году. И после августовского дефолта его значения были очень низкими. Но ситуация изменилась: вузы стали лучше финансироваться, зарабатывать деньги на договорах, объем научных исследований резко возрос. Прежняя планка стала легко преодолеваться всеми учебными заведениями, поэтому и возникла необходимость поднять ее. Сейчас установили абсолютный показатель среднегодового объема научных работ: для университета — не менее 10 млн. руб., для академии — 5 млн., а для института — 1,5 млн. С другой стороны, мы отказались от показателя “наличие учебников и учебных пособий с грифом, подготовленных преподавателями вуза”. При госаккредитации будет учитываться наличие в библиотеке вуза современной учебно-методической литературы как на бумажном, так и на электронных носителях. Главное, чтобы они были в достаточном количестве и доступны всем.

— В негосвузах часто работают совместители. Как считается показатель квалификации ППС?

— По учебной нагрузке. Если два профессора работают на полставки, то считается одна ставка. По новой норме не менее 10% преподавателей университета или академии должны иметь ученую степень доктора наук и/или профессора, в институте — 8,5%.

— Насколько я понял, введены довольно жесткие требования к аспирантуре...

— В университетах на 100 студентов-очников должно приходиться не менее 4 аспирантов, в академиях — 2. Помимо этого есть и новый показатель — эффективность деятельности аспирантуры. Это процент защитивших диссертации (не позднее чем через год после окончания учебы) от числа принятых в аспирантуру. Норма — 25%. Сейчас средний показатель по стране, к сожалению, несколько ниже. Диссертацию, увы, защищают далеко не все отучившиеся аспиранты. Это связано с тем, что в нее поступают не только из-за любви к науке: аспирантура дает право на отсрочку от армии... А это негативно сказывается на количестве кандидатов наук. Кроме того, среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет для университета и академии должно быть не менее 3, для института — 1.

— Министр Андрей Фурсенко недавно озвучил цифру: в России действует 2,5 тысячи вузов и их филиалов, но при этом только в 22% из них выполняются все лицензионные требования... Может быть, надо закрывать те образовательные конторы, где вместо знаний торгуют дипломами и отсрочками от военной службы?

— Мы не закрываем учебные заведения, это прерогатива учредителя. Рособрнадзор может лишить их госаккредитации (и права выдавать диплом гособразца), а также приостановить деятельность лицензии. Результаты проверок, проведенных Рособрнадзором в ряде регионов, свидетельствуют о том, что примерно в половине проверенных вузов или филиалов имеются те или иные нарушения. Но это вовсе не означает, что все их надо немедленно закрывать. При проведении проверок для гос- и негосвузов установлены единые правила игры. И если они нарушаются, то надо принимать соответствующие меры. Ответственность за качество образования несет ректор, и, думаю, он сам может принять решение о закрытии слабого филиала, не доводя дела до официального решения, ведь это удар по престижу вуза...


Справка МК:

• Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором на основе заключения экспертной комиссии. Комиссия проверяет наличие учебных помещений, их соответствие санитарно-гигиеническим нормам, оснащенность учебного процесса, образовательный ценз педагогических работников и т.д. Аттестация проводится также Рособрнадзором. Ее цель — установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация осуществляется на основе аттестации. Свидетельство об аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус вуза и перечень специальностей, по которым он имеет право выдавать документы гособразца (дипломы), а также квалификации (степени).

• В университете ведут подготовку студентов по широкому спектру специальностей, в его составе имеются как гуманитарные, так и естественнонаучные факультеты. В академии в основном учат по одному-двум направлениям знаний: финансы, экономика, юриспруденция, медицина и т.д. В институте сеют “разумное, доброе, вечное” по нескольким близким направлениям подготовки или вообще по одной.



    Партнеры