Спирт с гаком

Государство проконтролирует каждую каплю

Государство устало бороться с “паленой” водкой и теневыми дельцами. Бюджет ежегодно недополучает налогов, а люди мрут от “случайных” отравлений алкоголем. Что говорить, если только за один последний праздник — 4 ноября — в Магаданской области до смерти “примирились и согласились” с сивухой, купленной с рук, 19 человек. И это — сплошь и рядом.

Власти видят выход в госмонополии на спирт. Но конкретные предложения появились только сейчас. Глава Комитета Госдумы по экономполитике Валерий ДРАГАНОВ раскрыл “МК” секреты “спиртового монополизма”.


— Государство не просит в собственность ни спиртовые предприятия, ни алкогольные магазины. Ему нужен контроль за качеством и налоги. А с этим — большие проблемы. Часть рынка до сих пор находится в тени и ничего не платит в казну. Плюс — работают финансовые схемы ухода от уплаты налогов. Чем, кстати, грешат вполне легальные и крупные предприятия.

— Кто и что будет контролировать?

— Есть предложения создать Государственную акционерную компанию (ГАК) или уполномоченное государственное агентство. Но все сходятся в одном: необходимо контролировать движение основного сырья — спирта. Система должна быть такой, чтобы уже при выходе спирта с завода у государства была гарантия уплаты акциза.

— Как же этого добиться?

— Требовать обязательной 100-процентной предоплаты рискованно — это затруднительно для предприятия с финансовой точки зрения. По международной, да и по складывающейся в России практике самый эффективный инструмент — банковская гарантия. Во-первых, основной род деятельности банков — оказание финансовых услуг. Во-вторых, они находятся под надзором Центробанка и выполняют все его требования. Есть и еще один плюс этого механизма: кредитная организация, выдавая свою гарантию, рискует своими средствами. Поэтому она примет все усилия, чтобы максимально проверить кредитную историю предприятия и отсутствие у него каких-либо долгов.

— Со спиртом все понятно. А что с розницей?

— Уже с 1 января начнет работать Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Мы ставим перед собой задачу — учесть каждую каплю спирта. На каждую бутылку будет наноситься специальная марка, в штрихкоде которой зашифрованы данные об изготовителе, его местонахождении и прочее. То есть спиртное, направленное в Москву, никак не может оказаться где-нибудь в Сибири. Данные с марки будут заноситься в единую базу данных, что даст возможность при проверке мгновенно выявить неучтенную продукцию или факт подделки.

— Нововведений много. Может ли от этого подорожать водка?

— Нет, не может. Во-первых, прошли те времена, когда цены устанавливало государство. Сегодня их диктует рынок. А на рынке — конкуренция. И без последствий для сбыта просто повысить стоимость невозможно. Мы должны прийти к тому, чтобы в России почти не осталось “паленой” водки. Именно почти, потому что проследить, чтобы люди не гнали что-то у себя на кухне и не продавали соседу, практически невозможно. Главное, чтобы крупные предприятия не уходили в тень и платили налоги. А мы с вами, покупая спиртное, знали: качество проконтролировано государством.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру