Мир под вуалью войны?

Большой на время остался без Ростроповича

Премьера сорв… перенесена. Все вожделенно ждали от Большого этого “гвоздя сезона” — постановки оперы Прокофьева “Война и мир”. И не просто так, но с Мстиславом Ростроповичем за дирижерским пультом — ведь именно его позвал директор Иксанов в качестве идеолога и музыкального вдохновителя сего предприятия. И вдруг бежит кошка: 26 ноября Ростропович разрывает контракт, якобы с мотивировкой “неисполнения условий договора со стороны театра” — недодали репетиций. А переносить премьеру надолго театр отказался…

Еще на старте г-н Иксанов предлагал Ростроповичу выпускать “Войну и мир” в 2008 году, аккурат к открытию Большого после реконструкции. Однако маэстро, ссылаясь на возраст и мечту поставить Прокофьева, настаивал на 2005 годе. Что было делать, пришлось согласиться. Живо обсуждали подробности грядущей неподъемной махины — “Войны и мира”, поистине “царя опер” за историю XX века… Вскоре Мстислав Леопольдович приступает к репетициям. Что этому предшествовало?

Поговаривают, что Галина Вишневская крайне противилась участию мужа в сей затее, что само по себе внесло внутренний конфликт. Однако позже провели кастинг. И на “второй состав” исполнителей стали претендовать некоторые “звездочки” из Центра оперного пения г-жи Вишневской. Это факт. В это время театр уже набирает обороты, вовсю готовясь к выпуску: вложены деньги, заказаны декорации, работа кипит.

Опять же, по личным сведениям, до своего появления перед музыкантами Большого маэстро Ростропович был в Париже, где выдержал непростую операцию. А уже в 20-х числах вышел перед оркестрантами. Но, по мнению некоторых из них, совсем не был готов к репетиции, сильно “расходился” с оркестром. Возможно, сказывались последствия госпитализации. Со своей стороны Мстислав Леопольдович обвинил оркестр в том, что вместо репетиций они проводили записи “на стороне”. Хотя записи эти, как оказалось, были плановыми.

И, наконец, развязка: Ростропович разрывает контракт. С 26-го всю работу по музыке подхватывает г-н Ведерников. Мы просим прокомментировать ситуацию гендиректора Большого Анатолия Иксанова:

— Мстислав Ростропович — великий музыкант. Таким он для меня был, таким и остается. И из уважения к нему я предпочту не давать публичного объяснения. Премьера состоится, просто она перенесена с 6-го на 9, 13 и 14-е. Все работы ведутся, всё успеем. Только теперь не Мстислав Леопольдович, а Александр Ведерников с Павлом Сорокиным продирижируют первыми спектаклями.

— Какие трудности были в подготовке оперы?

— Основная трудность — это небольшие пространства Новой сцены, мало пригодные для репетиций “Войны и мира”. Поэтому готовились аж на 4 площадках одновременно: на “Мосфильме”, в Доме звукозаписи, в музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко и у себя. Надеюсь, эти трудности на качестве не отразятся.

— Анатолий Геннадьевич, но что ж, Ростропович навсегда порвал с Большим?

— Надеюсь, нет. Я до сих пор считаю его своим другом. Но дальнейшее обсуждать, увы, не могу.

Нынче в театре аврал: молодой режиссер из Македонии Иван Поповски занят с артистами, Боровский-младший колдует над декорациями, Дамир Исмагилов выставляет свет. И все как один отказываются что-либо комментировать. Работа не ждет. Люди покидают театр лишь глубокой ночью, делая короткий перерыв на сон. А мы… ждем премьеры не меньше, чем ждали, но немного удручены тем, что великие люди и великие театры иногда не могут друг друга понять. И пожертвовать чем-то ради торжества искусства.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру