Иван Васильевич воюет с репрессией

Потомственный диссидент пытается засудить советскую власть

Пресненский суд столицы взялся за рассмотрение необычного иска. 70-летний пенсионер из Брянской области Иван Волик требует от Правительства России компенсацию за “бесцельно прожитые годы” — в свое время за критику советской власти его объявили сумасшедшим, и он 8 лет провел в психбольницах.

Теперь пенсионер полностью реабилитирован, но считает, что государство расплатилось с ним не сполна.


Иван Васильевич, человек сверхпунктуальный, пришел в суд за полтора часа до начала заседания.

— Только не надо мне сочувствовать, — предупреждает истец, — тридцать лет я с ними борюсь, и результат есть. Знаю, что добьюсь правды, чего бы она мне ни стоила…

У Волика — высшее образование, хотя и родился он в деревне. Еще во времена Хрущева он, молодой коммунист, пытался бороться с приписками, воровством и пьянством. Даже написал в ЦК письмо, которое сильно не понравилось отдельным партийным лидерам. А в 1970 году он инициировал расследование крупного хищения в одном из строительных управлений Брянска, за которое его начальник попал на скамью подсудимых и был исключен из партии.

Неудивительно, что неудобного строптивца пытались урезонить всеми доступными методами. Восемь раз его увольняли с работы — он добивался восстановления. Против него пытались фабриковать уголовные дела — в судах обвинения рассыпались. Но когда Волик начал критиковать местных партбоссов, обвинив их в коррупции, за него взялись всерьез. В 1975 году его обвинили в “распространении заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй”. Закарпатский областной суд признал его шизофреником и поместил на принудительное лечение в спецбольницу — учреждение тюремного типа.

— Восемь психушек в Орле, Казани и Москве я прошел за 8 лет, — рассказывает Иван Васильевич. — Это были восемь лет изоляции, издевательств, пыток “лечением”. Мне переломали все ребра, я заработал туберкулез, не осталось ни одного здорового органа...

Когда грянула перестройка, верховный суд Украины признал, что решение Закарпатского суда о применении к Волику принудительного лечения было необоснованным, т.к. “отдельные недостатки, критикуемые Воликом, имели место в различных областях жизни нашего общества в тот период”. Две экспертизы, проведенные по поручению Минздрава Украины, признали, что Волик не страдал никакими психическими заболеваниями. Прокуратура выдала Волику справку о реабилитации. Но выплаченная как жертве политрепрессий компенсация не удовлетворила пенсионера.

— Мне неверно начислили пенсию, — поясняет суть своего иска Волик. — По моим расчетам, мне недовыплатили 144 тыс. рублей. Кроме того, я требую моральной компенсации — 288 тыс. рублей. Мне поломали жизнь, у меня нет семьи, мое здоровье подорвано.

Обоснованность каждого своего требования истец подтверждает официальным документом, вытаскивая из своего пухлого портфеля то одну справку, то другую. Ответчики — Правительство РФ и Пенсионный фонд — раскошеливаться, понятно, не торопятся. Но в случае проигрыша Волик намерен жаловаться в Европейский суд по правам человека.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру