Казалось, он будет всегда. Он начал сниматься еще в эпоху немого кино — дебютировал в 1932 году в “Ошибке героя”. Он был последним из оставшихся в живых актеров легендарного “Чапаева”. Он всегда играл судьбу настоящего человека. Ему не надо было ее играть. Он ею жил.
Георгий Степанович Жженов, в чьей судьбе отразилась вся судьба ХХ века, умер, отметив 90-летний юбилей.
В названиях его фильмов, с самого первого — той самой “Ошибке героя”, — постоянно присутствуют эти слова: судьба, герой, вечность, и много раз повторяется слово “ошибка”. Все это про него.
“Ошибка” — так называли в тридцатые годы время, проведенное людьми в тюрьмах и лагерях. Он прошел через это два раза. Последний раз — рассказывая об этом в телетрилогии “Русский крест” режиссера-документалиста Сергея Мирошниченко. Интонация — живая, искренняя, без капли жалости к себе. Без лжи.
Он родился 22 марта 1915 года в Петрограде. Родители — родом из крестьян Тверской губернии. В 1930 году поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Его заметил сам Сергей Герасимов и открыл ему дорогу в кино.
До конца играл на сцене Театра им. Моссовета. Его самые известные спектакли: “Другая”, “Ленинградский проспект”, “Поединок века”. Последней работой стала постановка “На золотом озере”.
Не так давно, как уже сообщал “МК”, Георгий Степанович сломал шейку бедра. Увы, он так и не оправился. Актер скончался вчера в 10.45 в медико-хирургическом центре имени Пирогова от патологии легких.
Сергей Мирошниченко, режиссер-документалист:
— Георгий Жженов был очень скромным человеком, и когда я ему предложил сделать о нем документальный фильм, то согласился не сразу. Но потом он сказал мне, что ему хотелось бы оставить свою биографию в кино. Ведь последние 10 лет он был мало востребован в кино. Роли бандитов или воров в законе его не интересовали. Он много играл в театре, но скучал по кинематографу. Так, как он преодолевал трудности, оставаясь добрым, светлым человеком, мало кому удавалось. Он любил стихотворение Николая Рубцова, которое заканчивалось так:
До конца, до смертного креста
Пусть моя душа останется чиста.
“Я и сам сейчас вспоминаю эти строки, — сказал Мирошниченко, с трудом сдерживая слезы. — Я ему предложил роль в своем новом игровом фильме “Кража” по Виктору Астафьеву. Судьба героя Жженова в чем-то перекликается с его собственной жизнью. Но, увы, картине не суждено состояться. О другом актере я даже и думать сейчас не могу”.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ
“Чужая родня”, “Ночной гость”, “Гибель эскадры”, “Берегись автомобиля”, “Путь в “Сатурн”, “Конец “Сатурна”, “Бой после победы”, “Весна на озере”, “Журавушка”, “Ошибка резидента”, “Судьба резидента”, “Конец Любавиных”, “Вся королевская рать”, “Горячий снег”, “Экипаж”, “Конец операции “Резидент”.