Ежедневно столица съедает 27 тысяч тонн продовольствия. В год — более 10 млн. тонн. Защитить желудки москвичей от возможных нештатных ситуаций Департамент продовольственных ресурсов надеется с помощью закона “О продовольственной безопасности”. Зачем городским властям понадобилось вмешиваться в стихию рынка — “МК” рассказал первый заместитель главы департамента Геннадий Лифинцев.
— Геннадий Алексеевич, прежде всего о самом главном — ценах. Они растут?
— Растут, но меньше, чем в целом по стране. Стоимость минимального продуктового набора, состоящего из 33 наименований, в столице выросла на 4,3%, а в России — на 6,4%. Сейчас она составляет 1540 рублей на человека в месяц. Я понимаю, что реально москвичи тратят на питание гораздо больше, однако для нас это важный индикатор минимальной обеспеченности социально незащищенных слоев населения.
— Как вы объясните, что зерно в 2005 году заметно подешевело, а хлеб в магазинах все равно дорожает?
— Действительно, по сравнению с прошлым годом оптовая цена 1 кг зерна снизилась с 8,2 руб. до 5,3 руб. При этом цена на пшеничный хлеб в рознице, по нашим данным, выросла на 4,8%. Департамент продовольственных ресурсов может влиять лишь на оптовые цены. Например, в 2004 году, когда зерно резко подорожало, мы выпустили из своих резервов 100 тыс. тонн и стабилизировали ситуацию на рынке. Но цены в магазинах устанавливает рынок. Понятно, что если расходы на электроэнергию увеличиваются, транспортные издержки растут, то и хлеб дешеветь не может.
— 1 января все опять подорожает?
— Для резкого подорожания хлеба, сахара и растительного масла объективных причин внутри продовольственного рынка нет. Цена может вырасти лишь в связи с изменением тарифов других отраслей. С мясом и животным маслом сложнее. Здесь мы слишком зависим от конъюнктуры мирового рынка. В феврале-марте оптовые цены на мясо могут пойти вверх, поскольку поставки отечественной продукции резко сократятся.
— Птичий грипп как-то повлиял на завоз мяса птицы?
— 75% мяса птицы в столице российского происхождения, и эта доля будет увеличиваться. Москва целенаправленно выделяет 500 млн. руб. на развитие птицеводства в Московской области. Разумеется, это не очень нравится иностранным производителям. Мне кажется, что шумиха вокруг птичьего гриппа во многом вызвана борьбой за рынки.
— Какой процент отечественной продукции в магазинах вы считаете оптимальным?
— У нас амбициозные цели: 95% продуктов должны быть российскими. Для этого мы создаем агрохолдинги, поддерживаем производителей с помощью кредитов. Закон о продовольственной безопасности должен закрепить эту стратегию. Мы должны быть уверены, что в городе есть необходимые резервы, и иметь возможность с их помощью координировать закупочные цены на основные виды продуктов. Никто не претендует на икру и красную рыбу, но цены на хлеб и мясо нельзя пускать на самотек.