Забег на лунную дистанцию

Билеты до спутника Земли дешевеют на глазах

Еще каких-нибудь лет десять — и туристов-миллионеров, которые летают сейчас на околоземную орбиту, назвать космическими язык не повернется. Вот полет на Луну — это куда круче. Уже сейчас Россия и США предлагают клиентам заманчивые маршруты: “Беспосадочный облет Луны”, “Полет до Луны с посадкой на ее поверхности”... И если стоимость государственных билетов на спутник Земли колеблется в пределах 100 млн. долларов, то частные компании предлагают возить туристов вчетверо дешевле.

Соревнование за право первыми начать коммерческое освоение Луны перестало быть гонкой только России и США. На днях на дистанцию вышли новые соперники: две частные американские фирмы заявили, что готовы заткнуть за пояс оба государственных проекта. А именно, начать зарабатывать на Луне на десяток лет быстрее и вложить в это прибыльное дело гораздо меньший капитал. Так у кого же выгодней всего покупать билет на Луну? “МК” разобрался со всеми имеющимися на сегодняшний день государственными и частными “лунными” проектами.

Россия

Ближайшая цель — туристический облет Луны

Срок — 2014 год

Стоимость проекта — около 15 миллиардов долларов


Сначала путешественникам придется долететь на модернизированном корабле “Союз” до Международной космической станции (для этого им понадобится всего лишь один провожатый-космонавт), а там пристыковаться к другому, более мощному космическому судну. Это может быть наш грузовик “Протон” (или более экологически чистая “Ангара”), которому, собственно, и предстоит стать основой лунного корабля, его разгонным блоком.

Этот своеобразный гибрид “Союза” с “Протоном”, по мнению российских проектировщиков, и обеспечит облет Луны, а также возвращение пилотов на Землю. Общее время полета от выведения с Байконура до спуска составляет от 8 до 10 суток, из них собственно автономный полет к Луне и обратно составит приблизительно 5,5 суток. Это удовольствие каждому туристу обойдется в 100 миллионов долларов.

В будущем Роскосмос планирует создание на Луне своей базы для добычи полезных ископаемых, в частности, суперэкономичного топлива гелий-3. Предполагается, что база разместится на “дне” одного из лунных морей, где более ровная поверхность.

Минусы. Во-первых, интересно, что туристы будут делать, если с одним-единственным профессионалом, не дай Бог, что-нибудь произойдет во время полета? Во-вторых, добыча на Луне ископаемых не совсем реалистичная цель. По мнению некоторых специалистов, чтобы добыть тот же гелий-3, надо перепахать половину Луны.

США

Ближайшая цель — отправка и высадка на Луну четырех астронавтов

Срок — 2018 год

Стоимость проекта — 104 миллиарда долларов


Американцы немного отстают от нас по срокам, но зато сразу ставят перед собой более серьезную цель: строительство орбитальной лунной станции и жилой базы непосредственно на поверхности спутника. По поводу системы жизнеобеспечения НАСА еще более оптимистично, чем Роскосмос. Почти сразу американцы намереваются начать отапливать жилой аванпост (его предполагается разбить в районе Южного полюса) добытым на Луне гелием-3.

Материалы, необходимые для мегастройки на Луне, НАСА планирует поднимать в космос на борту гигантской ракеты высотой в 40 этажей. Ее построят на базе внешнего топливного бака шаттла. Сначала, как и в российском варианте, на орбиту доставят модуль экипажа с космонавтами. Ракета зависнет над Землей в ожидании второй ступени комплекса под названием Earth Departure Stage с посадочным модулем. Затем произойдет стыковка с модулем экипажа, и комплекс возьмет курс на Луну.

Лунная миссия, как предполагается, будет предварять другое важное событие — 500-дневный полет на Марс группы из шести астронавтов, которые смогут стартовать прямо со спутника Земли уже в 2030 году.

Минусы. В американском проекте, кроме чересчур оптимистичных планов по добыче топлива, слабым местом является еще и марсианская тема. Хотя Джордж Буш высказался о том, что именно с Луны Америка будет стартовать к Марсу, многие считают это чистой воды блефом.

Частник №1

Ближайшая цель — простой “туристический” облет Луны или высадка на ее поверхность спускаемого пилотируемого аппарата для научных изысканий

Срок — 5—8 лет

Стоимость проекта — менее 10 миллиардов долларов


Проект, который предложила частная компания SpaceDev, роднит с государственным только одно — место для создания обитаемой базы выбрано в районе Южного полюса. В остальном они сильно различаются.

Как ни странно, частники, по сути, нашли проект нового лунного корабля в... мусорной корзине. Предложенный ими для полетов шестиместный орбитальный космический корабль Dream Shaser — это почти копия легкого челнока HL-20, который НАСА разработало еще в 1992 году, да так и не запустило в космос. Понятно, что размещение внутри обновленного HL-20 как минимум четверых туристов позволит сделать билеты до Луны максимально дешевыми.

Кстати, сэкономили частники и на приземлении на лунную поверхность. С зависнувшего на лунной орбите Dream Shaser на спутник предполагается спускать не громоздкие посадочные модули, а всего лишь “ракетные кресла”. Космонавт будет сидеть в скафандре на внушительных размеров стуле, за “спинкой” которого установлены двигатели.

Частник №2

Ближайшая цель — строительство туристической базы на Луне

Срок — ближайшие 10 лет

Стоимость проекта — не указывается


— Правительство продемонстрировало всему миру, что американцы способны высадиться на Луне и вернуться на Землю. Больше доказывать ничего никому не надо, — говорит директор американского концерна “Артемис сосайети интернешнл” Иэн Рандел Строк. — Сейчас настала пора частным фирмам решать, стоит ли им включаться в космическую коммерцию, и если да, то каким образом.

Фирма г-на Строка выступает спонсором проекта строительства на Луне обитаемой коммерческой базы. По словам сотрудников концерна, технических препятствий на пути проекта нет. Единственная проблема — финансовая: возведение базы на Луне — дорогое удовольствие. Однако, как подчеркивает Строк, затраты быстро окупятся, поскольку “отель” станет принимать космических туристов.

— Понятно, что первым туристам придется жить в спартанских условиях, — продолжает Строк. — Зато они получат возможность походить там, где никто никогда не бывал, подобрать и привезти домой лунный камень или послать мяч для гольфа так далеко, как на Земле и не снилось.

По предварительным прикидкам, стоить билет на Луну будет 25 миллионов долларов с носа.

Минусы частных проектов — использование “необкатанной” техники и технологий. Любой из этих проектов не может гарантировать такого уровня безопасности при полете на Луну, как государственные.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру