Донор для детства

В Москве не могут поделить кровь

Вот уже три месяца активисты всероссийского молодежного движения “НАШИ” пытаются возродить институт донорства. Договариваются с больницами и центрами переливания крови по всей России. Направляют туда студентов, которые на добровольных началах согласны поучаствовать в правом деле. Тем не менее на такой, казалось бы, неблагодатной почве разгорелся нешуточный конфликт.


Ни для кого уже не секрет, что кровяные ресурсы в больницах потихоньку сходят на нет, грозя катастрофой. Редкую группу больным лейкозом детишкам приходится дожидаться неделями, а то и месяцами. Записываться в списки и каждый день ждать чуда…

— Люди не хотят идти сдавать кровь, сейчас это немодно и непопулярно, — говорит федеральный комиссар “НАШИХ” Василий Якеменко. — Поэтому, когда координатор благотворительной группы “Доноры — детям” Екатерина Чистякова предложила нам подключиться к благому делу, мы с удовольствием согласились и запустили программу “НАШИ Доноры”.

За три месяца в акции по сбору крови приняло участие пять тысяч активистов движения. Такая цифра прозвучала на недавней пресс-конференции. Но у госпожи Чистяковой такая информация вызвала явный протест. И она, по словам членов движения, поспешила “открыть всем глаза”: в Российскую детскую клиническую больницу, с которой сотрудничают “НАШИ”, пришло лишь несколько человек вместо заявленных нескольких сотен.

— Дело в том, что кровь берут не у всех: кто-то не проходит по результатам обследования, — объясняет Якеменко. — Реально же сдают материал всего 30—40%. Да, заявленных вначале пяти тысяч действительно не получилось: чья-то кровь просто-напросто не подошла. В ходе программы кровью “пожертвовали” около двух тысяч человек, в Москве эта цифра составляет более ста молодых доноров.

А дальше “благородное дело” студенческого движения и вовсе превратилось в разборки мелкого пошиба.

— Екатерина Чистякова обвинила нас в том, что в ходе подготовки брошюры для пресс-конференции мы без спроса воспользовались и логотипом “Доноры — детям”, и фотографиями больных детей, опубликованными на интернет-сайте организации. Мол, это неэтично, — продолжает Якеменко. — Но зачем нам надо было спрашивать разрешение родителей, если госпожа Чистякова сама дала нам эти материалы? Да, одна девочка уже умерла, но мы об этом не знали. Извинение перед родителями уже вывешено на нашем сайте.

Госпожа Чистякова от намерения подать на движение в суд отказалась: “Мы договорились о встрече с Якеменко, и я буду требовать, чтобы они уничтожили весь тираж своего буклета”. Но ведь дело не только в буклете.

Более подробно о донорской программе рассказала ее руководитель Юлия Бабурова:

— Я полностью отвечаю за проведение акции в Москве. В самом начале работы с РДКБ у нас был уговор: “НАШИ” должны “поставлять” в день 7—10 человек. Но не доноров! Эта больница была выбрана не случайно: здесь лечатся дети со всей России, у большинства из них лейкоз, и им необходимо постоянное переливание крови. При этом студентам — в акции участвуют молодые люди от 18 до 23 лет — надо сдавать не саму кровь, а тромбоциты. Отбор доноров идет в два этапа: сначала парень или девушка проходят серьезное полуторачасовое обследование, результаты которого годны лишь в течение пяти дней, а потом уже происходит забор материала. Проколол уши месяц назад? Недавно залечил зуб? Уже не годен. Но статистики тех, кто реально сдал кровь, мы не ведем, это уже дело больниц и центров переливания крови. Мы лишь хотим выработать у молодежи новую гражданскую позицию, где быть донором — почетно и престижно. Кстати, денег ребята за благое дело не получают, больница поощряет доноров талоном на еду, эквивалентным 300 рублям, на который можно пообедать в местной столовой. Пока РДКБ — единственное столичное медицинское учреждение, с которым мы работаем регулярно. Недавно начали работать и с другими.

Для того чтобы окончательно прояснить ситуацию, “МК” связался с главным врачом Российской детской клинической больницы Николаем Вагановым:

— Я хотел бы поблагодарить молодежное движение “НАШИ”, которое с сентября подключилось к этой работе по сдаче крови. При этом не раздвигая локтями кого-то другого, а просто так, с единственной целью — пополнять наш арсенал запасов материала. Сейчас проблема с донорской кровью в Москве и тем более в России стоит очень остро. Мы надеемся, что программа движения “НАШИ” поможет сформировать у общественности более серьезное отношение к вопросам донорства. Ведь кровь одного донора может продлить жизнь трех детей на десять дней! Только все вместе мы сможем решить эту медицинскую, социальную, если хотите, гражданскую задачу.

— Ребята из молодежного движения “НАШИ” отнеслись очень серьезно к этой проблеме, — подключается к разговору заведующий отделением переливания крови и гравитационной хирургии РДКБ Владимир Захаров. — Радует, что девушки и парни, которые приходят от этой молодежной организации, уже подготовлены и знают, что и как делать в процессе переливания крови. Они идут сюда с удовольствием и не требуют за донорство ни копейки. Наше сотрудничество только началось, у нас очень молодые отношения, но в дальнейшем мы будем развивать это направление и, безусловно, увеличим поток сдающих кровь. Честно, в этой акции я вижу начало возрождения донорства.

На сегодняшний день программа молодежного движения действует более чем в 30 городах России. Чтобы узнать о том, как обстоит ситуация в регионах, мы связались с заместителем главного врача Тульского областного центра переливания крови Борисом Кулагиным:

— Первый раз я встретился с “НАШИМИ” в сентябре в местной библиотеке, где мы обсуждали проблемы донорства в России. За последнее время число людей, сдающих кровь, резко снизилось, поэтому катастрофически не хватает заготовок крови. Денег как таковых за донорство не платят: выдают лишь компенсацию на питание, которая у нас, в Тульской области, составляет 200 рублей. Поощряют лишь почетных доноров: платят им 6 тысяч “деревянных” в год. А для того, чтобы стать таковым, надо сдать 40 раз кровь или 60 раз плазму. Конечно же, подобных людей можно сосчитать по пальцам. Ребята из молодежной организации провели хорошую агитационную работу, да и сами приняли участие в сдачи крови. Теперь студенты местных вузов приходят к нам два раза в месяц. В среднем сдают материал по 40—50 человек. Это даже больше количества доноров “с улицы” в день. Правда, этого тоже маловато для того, чтобы решить проблему. Мы стараемся сделать так, чтобы молодежь приходила один раз в неделю, даже готовы сделать специальный день студента. На самом деле наша главная задача — не просто успешно провести акцию, а приучить россиян сдавать кровь. И потихоньку мы выходим на эти рельсы.

На достигнутом “НАШИ” останавливаться не собираются. По словам Юлии Бабуровой, только комиссары столичного отделения молодежного движения поставили перед собой задачу к концу 2006 года ежемесячно привлекать к участию в донорской программе более 10 тысяч человек. И тем самым полностью решить проблему нехватки донорской крови в столице России. Смело, но, может быть, получится…

На самом деле больным детям абсолютно все равно, кто сдает для них кровь. Главное — чтобы это было сделано от чистого сердца, от всей души. Кстати, в минувшую субботу “НАШИМИ” был установлен своеобразный рекорд: за один день кровь сдали 152 комиссара и сторонника движения.


Из архива “НАШИХ”:

• С начала октября студенты из Москвы и регионов уже 20 раз побывали в детских домах, приютах и школах-интернатах Тулы, Твери, Калуги, Ржева и Эммауса в рамках программы “Дети России — НАШИ Дети”. Ребята проводят с детишками забавные тренинги, собирают для них одежду, покупают канцтовары и водят в театры. Например, буквально через пару недель школа-интернат в Эммаусе превратится в демократическую республику: с президентом, всеобщими выборами и органами самоуправления. Правда, пока акция по соцреабилитации детей идет только в четырех регионах, но в скором времени активисты планируют подключить к работе и остальные уголки страны. Ближе к лету члены организации хотят запустить еще одну программу — по ремонту помещений.

• Вот уже несколько недель в школах и вузах 40 регионов страны идут “уроки географии и дружбы”. Их цель — борьба с расизмом и национализмом. Занятия проходят в три этапа. Первый урок ведут студенты и аспиранты дальнего зарубежья, которые наиболее сильно ощущают на себе нелюбовь европейцев — африканцы, китайцы, вьетнамцы. Затем к доске выходят уроженцы СНГ: таджики, узбеки, армяне. Ну а потом за указку берутся представители национальных меньшинств РФ. “Преподаватели” рассказывают школьникам и студентам о традициях и обычаях своих стран, поют народные песни и готовят национальные блюда. Закончится акция 26 марта московским карнавалом, на котором ожидается… сто тысяч молодых людей. Причем каждый должен как-то выразить неприятие фашистских идей: раскрасить половину лица или головы в другой цвет или быть в национальной одежде другого народа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру