Саботаж районного масштаба

Старая власть рубит концы

28 декабря 2005 в 00:00, просмотров: 751

С 1 января главы и депутаты, которых мы выбрали 4 сентября этого года, поведут муны в открытое море реформ местного самоуправления. Но, похоже, плавание это не будет лишено опасностей и злоключений. Первые палки в колеса народным избранникам ставят уже сейчас. О том, с какими проблемами сталкиваются на местах реформаторы-первопроходцы, “МК” рассказал глава городского поселения Щелково и поселка Загорянский Николай Озеров.

— Мы столкнулись с парадоксальным фактом: действующая районная власть не желает передавать нам полномочия, которые прописаны в 131-м федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и в недавно принятом депутатами областном законе о порядке решения вопросов местного значения в переходный период. Кто-то из знаменитостей верно подметил: “Жесткость российских законов нивелируется их неисполнением”. Мы в Щелкове как раз столкнулись с подобной ситуацией.

— Вам открыто заявляют о нежелании передавать полномочия?

— Нет, но по характеру поведения это напоминает саботаж. Уже два месяца продолжается иллюзия переговоров. Мы собираемся за одним столом, вроде обо всем договариваемся, едем на предприятия, которые нам по закону должны передать, и слышим: “Мы вам ничего показывать и рассказывать не будем, пока Твердохлебов (глава района. — Прим. авт.) головой не кивнет”.

— А вы уверены, что готовы взять на свои плечи управление, пусть и частичное, ЖКХ, строительством и другими не менее сложными сферами?

— Иначе зачем бы мы шли на эти выборы? Со своей стороны мы сделали все: подготовили проекты соглашений, назначили людей. Разве что нет пока замглавы по ЖКХ, на его место объявлен конкурс. Но районная власть не хочет идти нам навстречу. Например, в Загорянском военные по приказу Минобороны собираются отключать людей от ведомственных телефонов. Я нашел организацию, которая бесплатно переведет всех жителей на свою линию. Но для реализации этой программы нужно всего две вещи: предоставить две комнаты в домоуправлении для размещения аппаратуры и воспользоваться кабелем военных. С военными договорились сразу, а с районной администрацией договариваться пришлось довольно долго. Они не хотели давать помещение, которое находится на нашей же территории. Несколько тысяч людей попали в зависимость от каприза чиновников. Абсурд, одним словом. А ведь спрашивать будут с нас, поскольку в законе написано, что “обеспечение услугами связи осуществляют власти городского поселения”. Тем не менее, мы своего добились.

— В законе также написано, что вы должны принимать участие в строительстве, а там проблем еще больше.

— У нас в городе тоже есть строительные пирамиды, но нас не информируют, какие контракты подписала администрация, мы не контролируем этот вопрос. Районная власть держит все в таком секрете, что невольно закрадывается подозрение в ее финансовой чистоплотности. Значит, им есть что скрывать? Мы, например, недавно выяснили, что инвентаризация городского имущества делалась еще при царе Горохе. Распродано большое количество муниципальной земли и имущества, которое могло бы работать на город.

— Передача сектора ЖКХ тоже идет со скрипом?

— Здесь вообще сложилась патовая ситуация. Все идет по классическому сюжету: старая власть пытается продать все до прихода новой. Обрубить концы, чтобы мы не могли выполнить обещания, данные на выборах. Когда пришло время разговаривать языком документов, показывать балансы, материальные активы, “общение” застопорилось. Выяснилось, что бюджет должен порядка 100 млн., а жители — порядка 70 млн. рублей. Уже с 1 января мы должны отвечать за утилизацию бытовых отходов. И тут узнаем, что администрация выставляет на продажу 51% акций муниципального предприятия, которое занимается вывозом мусора. То же самое происходит с “Водоканалом”. У нас есть сведения, что 51% его акций продают в частные руки. Значит, мы потом будем вынуждены покупать воду у частника, который сможет диктовать нам свои условия. Так можно все распродать!

Или взять благоустройство. На первый год у нас нет полномочий для формирования своего бюджета. Администрация и депутаты сами решают, сколько выделить нам денег. При общем бюджете района в полтора миллиарда рублей городу дали всего 59 млн. рублей. Иначе как издевательство это не назовешь. Одно уличное освещение в Щелкове требует 10 млн. рублей в год, а нам на все благоустройство выделили 12.

— Так, может, вам махнуть рукой на эти полномочия, все равно президент назначил переходный период до 2009 года.

— До этого времени много воды утечет. Может случиться так, что к 2009 году стараниями районной администрации Щелкову останется дырка от бублика. Считаю, депутаты Госдумы и областной Думы должны подумать о внесении изменений в законы о местном самоуправлении. Необходимо, чтобы руководство района в этот переходный период не имело права продавать, отдавать, закладывать городское имущество и землю, получать кредиты под основные средства. И вообще было бы гораздо лучше, доверь нам не “принимать участие”, а управлять пусть одной сферой, но полностью. Иначе может получиться, как в той поговорке — у семи нянек дитя без глазу. Если так дальше пойдет, народ скажет: “Зачем нам вообще нужно такое местное самоуправление?”

— Что вы собираетесь делать в создавшейся ситуации?

— Мы предлагаем встретиться рабочей группе и наконец добиться четкого решения по передаче полномочий. Если до 1 января мы не разберемся, то уже после Нового года первое, что произойдет, — город будет завален мусором, а вывозить его окажется некому. Не могут же все 300 глав мунов идти к губернатору с просьбой разрешить спор с районной властью. Нам сейчас и так нелегко: работаем на голом энтузиазме, без зарплаты, в выходные ходим по дворам, чтобы поддерживать связь с народом — в местные СМИ нам не разрешают давать информацию о своей работе.

— Какие первоочередные проекты сейчас вынашиваете?

— На сегодняшний день у меня один проект — помочь людям почувствовать себя жителями цивилизованного города: навести элементарный порядок во дворах и благоустроить прилегающую к домам территорию. Для этого одной из первых мер станет создание ТОСов, что даст четкий контроль за работой коммунальных служб. Проблем в городе, конечно, хватает. Недостаточно детских садов, школ, пешеходных переходов — много чего. Мы очень рассчитываем на поддержку губернатора, областного правительства и Думы и надеемся, что найдем у них понимание.




    Партнеры