Скандал с камнем

Виноваты ли правозащитники в контактах со шпионами?

Новый шпионский скандал вокруг дипломатов разгорелся между Россией и Великобританией. Но скандал необычный — на сей раз в нем фигурируют российские некоммерческие организации, которые, как известно, власть с помощью нового закона поставила в весьма жесткие рамки. “МК” выяснил позиции и “обвинителей”, и правозащитников.

Начало шуму было положено показом в воскресенье вечером по российскому ТВ сюжета о том, как люди, названные сотрудниками британского посольства, проводят шпионскую операцию. Представителям наших спецслужб удалось обнаружить тайник с передатчиком в виде обычного камня. Устройство позволяет передавать информацию без контакта с агентом. По словам российских контрразведчиков, данные передавались на устройство и принимались с него при помощи карманных компьютеров. Рядом с тайником, как утверждается в репортаже, были замечены по меньшей мере 4 сотрудника британского посольства.

Это одна часть скандала — скажем так, традиционная. Интереснее вторая часть, в которой фигурируют российские неправительственные организации.

По данным, озвученным в телепрограмме, один из замеченных рядом с тайником британских дипломатов (второй секретарь посольства Марк Доу) совершал платежи российским неправительственным организациям — в частности, Московской Хельсинкской группе и фонду “Евразия”. По платежным документам, которые в октябре 2004 года подписал Доу, как утверждается в передаче, Московская Хельсинкская группа получила 23 тысячи фунтов стерлингов.

Из всех британских инстанций скандал прокомментировал лишь местный МИД: “Мы отклоняем любые обвинения в незаконном поведении в наших отношениях с российскими неправительственными организациями. Хорошо известно, что правительство Соединенного Королевства оказывало финансовую поддержку проектам, выполнявшимся российскими НПО в сфере прав человека и гражданского общества. Вся наша помощь предоставлялась открыто и была направлена на поддержку развития гражданского общества в России”.

Между тем начальник Центра общественных связей ФСБ РФ Сергей Игнатченко заявил вчера журналистам по поводу четырех британских разведчиков: “Самое главное — мы поймали их за руку на агентурной связи и на том, что идет финансирование ряда НПО”. О возможности дальнейшей работы дипломатов в России представитель ФСБ сказал: “Этот вопрос будет решаться на политическом уровне”. Отвечая на вопрос о том, могли ли представители НПО знать о том, что они получают средства от британской разведки, представитель ФСБ сказал: “Пока без комментариев. Иногда разведки действуют втемную”.

“МК” попросил прокомментировать ситуацию и представителей НПО.

Людмила АЛЕКСЕЕВА, глава Московской Хельсинкской группы: “Я сегодня специально поехала в офис нашей группы, чтобы понять, есть ли у нас документы, подписанные господином Доу. Оказалось, что документов, подписанных вторым секретарем посольства Великобритании, у нас нет. То, что показывал в своей передаче господин Мамонтов, — фальшивка. Мы действительно получали гранты от посольства Великобритании. Но дело в том, что три гранта подписаны не господином Доу, а другими людьми. В этом году такого гранта вообще нет”.

Московская Хельсинкская группа основана в 1976 году. Реализует проекты, нацеленные на обучение неправительственных организаций международным правозащитным стандартам и выработку навыков их применения.

Директор московского регионального представительства “Евразии” Ирина АКИНШИНА заявила нам: “Сюжет, где название нашей организации фигурирует в какой-то шпионской истории, конечно, не может нас не огорчать, однако не вижу в нем доказательств того, что мы занимались чем-то противоправным. Фонд действительно получал деньги от британского посольства на программу развития малотиражной прессы. Правда, было это в 2004 году, а не в 2006-м, как утверждалось в сюжете”.

“МК” связался с Дмитрием СУРМИНЫМ — руководителем отдела развития СМИ фонда “Новая Евразия” (дочерней организации “Евразии”). Он координирует ту самую злосчастную программу, за которую якобы платила британская разведка. По словам Сурмина, программа, стартовав два года назад, закончится в этом марте. Она финансировалась через организацию “Глобал оппортьюнитиз фонд”. Та, в свою очередь, получала деньги из министерства иностранных дел. (“Правда, в этом я не уверен, это надо проверить”, — сказал Сурмин.) В рамках программы журналисты региональных изданий присутствовали на тренингах фонда. “Там их обучали, как зарабатывать средства, как завоевывать аудиторию. Но российские специалисты обучали, а не западные”.

Фонд “Евразия” был основан американцами в 1993 году “с целью содействия развитию демократических и рыночных институтов в двенадцати новых независимых государствах бывшего Советского Союза”. Самые известные из организаций, получивших гранты от “Евразии”, — школа менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете и Американский институт бизнеса и экономики в Москве.


ШПИОНСКИЕ КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ

Март 1994 г. — в связи с арестом по подозрению в работе на британскую разведку сотрудника российского оборонного предприятия Вадима Синцова из Москвы был выслан советник британского посольства по политическим вопросам резидент секретной службы МИ-6 Джон Скарлетт.

Апрель 1996 г. — российской контрразведкой по подозрению в шпионской деятельности был задержан сотрудник МИД РФ Платон Обухов. Некоторое время спустя персона нон грата были объявлены 14 британских дипломатов. Великобритания объявила о выдворении такого же количества российских дипломатов. В конце концов дело ограничилось высылкой четырех дипломатов с каждой стороны.

Март 2000 г. — в связи с задержанием ФСБ гражданина РФ, завербованного в Таллине для шпионажа в пользу Великобритании, из Москвы были высланы четыре британских дипломата. Одновременно в Великобритании был арестован сотрудник оборонной компании BAE Sistems Йен Парр, обвиненный в работе на российскую разведку и краже секретных документов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру