Золушка тряхнет новизной

В Большой возвращается советский хит

1 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 2021

Когда-то балет “Золушка” на музыку Сергея Прокофьева в постановке Ростислава Захарова был одним из главных спектаклей Большого и шел на его сцене лет тридцать. Но затем исчез из репертуара. И вот “Золушка”, изрядно перекроенная группой товарищей во главе с хореографом Юрием Посоховым, возвращается. А в преддверии премьеры можно вспомнить тех “Золушек”, что за годы активной жизни балета потрясли не только СССР, но и мир.


Чем же собирается удивить зрителей в новой “Золушке” Большого хореограф Юрий Посохов? Прежде чем ответить на этот вопрос — небольшой экскурс в историю балета.

“Золушка” родится на свет 21 ноября 1945 года. Победившей во Второй мировой войне, но голодной, холодной, измученной стране необходимы сказки. И та, что про бедную, но трудолюбивую девочку, в которую влюбляется прекрасный принц, — как раз то, что нужно. Подальше от страшной действительности, поближе к тому, что каждая добрая, честная девушка может заполучить в мужья не какого-нибудь пьянчугу, а сказочного принца.

Первой исполнительницей Золушки станет Ольга Лепешинская. Балерина вспоминает: “9 мая 1945 года я встречала в Берлине, а 10 мая пришла срочная телеграмма от балетмейстера Ростислава Захарова, где он писал, чтобы я возвращалась в Москву, потому что он ставит на меня “Золушку”. Лепешинская станет первой, но не единственной Золушкой Страны Советов. Вскоре в спектакле станет выступать и Галина Уланова. Кто из этих балерин была лучшей Золушкой — сегодня сказать невозможно. Можно только утверждать, что они были очень разные. А уже год спустя своя “Золушка” появится в Ленинграде, в Кировском театре — Наталья Дудинская (постановка Константина Сергеева). Но и проклятые империалисты не дремлют. В 1948 году в лондонском театре “Ковент-Гарден” проходит премьера “Золушки”, созданной Фредериком Аштоном. Балет ставится в расчете на индивидуальность Марго Фонтейн, но из-за травмы она не сможет танцевать премьеру и выступит в балете год спустя.

Довольно долго жизнь “Золушки” идет в русле классической балетной традиции. Но вдруг, как гром среди ясного неба, — “Золушка” Маги Марэн, поставленная французским хореографом для Лионской оперы в 1985 году. Не спектакль, а шок. Знакомые персонажи Перро становятся целлулоидными пупсами, чьи угловатые движения и странные поступки увидены глазами детей. Лица всех актеров закрыты масками, а прически Мачехи и сестер Золушки напоминают торчащие, узловатые корни спаржи. Никаких балетных па и пуантов, а рваные, механические танцы. Музыка Прокофьева перебивается криками, вздохами и всхлипами детей. Здесь в детской комнатке, напоминающей клетку, живет Золушка — белая куколка в рыжем парике и полупрозрачной пачке. Отметится в “Золушке” и Рудольф Нуреев (Парижская опера, 1986 год), который перенесет действие “Золушки” в Голливуд тридцатых годов прошлого века. Золушка — нелюбимая падчерица мачехи-актрисы, стремящейся пристроить своих дочерей в кино. Принц — киноактер, пользующийся шумным успехом у женщин, а Фея — всевластный магнат-кинопродюсер. Здесь много ссылок на кинематограф. Золушка мечтательно танцует с вешалкой для шляп, подражая знаменитому танцу Фреда Астера с метлой. Нуреев также вводит в балет фарсовые выходки в чаплиновском духе. Балет заканчивается счастливо: кроме возлюбленного Золушка получает еще и контракт с киностудией.

В то время как англичанин Мэтью Боурн развернул действие своей “Золушки” в Лондоне времен Второй мировой войны, в России ни о каких резких поворотах сюжета и речи быть не могло. Так, поставленная Владимиром Васильевым с театром “Кремлевский балет” в 1991 году “Золушка” будет решена только в традиционном стиле. Однако и в ней кое-что запомнится: костюмы от кутюр (художник Жерар Пипар, Дом “Нина Риччи”); изумительная Екатерина Максимова в главной роли; сам Владимир Васильев в роли Мачехи, с накладными грудями необъятных размеров.

Так чем собирается удивить в новой “Золушке” хореограф Юрий Посохов? Накладные груди и тут будут,— у сводных сестер Золушки. Но кое-что станет полной неожиданностью. Посохов и режиссер спектакля Юрий Борисов столь основательно переработали либретто, что от старой, доброй сказки мало что осталось. Создателей вдохновили на постановку не сюжет, а музыка Прокофьева и его непростая жизнь в СССР. Так что “Золушка” скорее всего станет историей не про девочку-замарашку, получившую от судьбы VIP-подарок, а биографией композитора, вроде и успешного, но трагически не вписывавшегося в советский пейзаж. Затанцуют в балете и такие знаменитости ХХ века, как Марлен Дитрих, Мария Каллас. Это что касается сюжета, а вот по части танца можно не волноваться. Все чисто, в основе — старая добрая классика. Исполнительский состав — высококлассный: Светлана Захарова, Екатерина Шипулина (с успехом танцующая в “Магриттомании”), Анастасия Яценко. Это Золушки. Принцы — Сергей Филин, Дмитрий Белоголовцев, Дмитрий Гуданов.




Партнеры