Дело — в трубе?

Боевикам уже не надо закладывать взрывчатку

Почти одновременно с ЧП в Курчалое произошло еще два крупных пожара: в Грозном горел магазин, в Центорое — жилой дом. Не исключено, что все эти события имеют одну причину.

26 января на магистральном газопроводе Аксай—Гудермес—Грозный произошла авария. В трубе, проходившей по дну реки, образовалась пробоина. Тогда тоже говорили о теракте, но трудно представить себе боевика, который бы в такой холод нырял в речку и закладывал взрывчатку. В то время в Чечне было минус 15. Течение в том месте сильное, возможно, проржавевшая труба была пробита камнем или корягой, которую вода волокла по дну.

Как устраняют такую аварию? В первую очередь отключают подачу газа. По официальным сообщениям, газ был отключен в Аргуне, Шалинском и Курчалоевском районах. То есть в казарме “Востока” газа тоже не было. Отключение в Чечне по той или иной причине явление достаточно частое — в месяц по два-три раза. Сети изношены процентов на 80. И, по наблюдениям местных жителей, любое такое отключение чревато либо пожарами, либо взрывами.

Причина в том, что газ после ликвидации прорыва закачивается в сети под повышенным давлением. Изношенность труб и компрессоров не позволяет контролировать давление в трубах, и газовики намеренно превышают давление, чтобы газ гарантированно дошел до потребителя. А что может случиться при повышенном давлении в сети? Допустим, человек включает газовую печку, кран поворачивает с расчетом на обычное давление, которое было до аварии, регулирует пламя в печке-прометейке и уходит отдыхать. Газовики тем временем продолжают закачивать газ под повышенным давлением, струя пламени увеличивается, и возникает пожар.

Теперь рассмотрим ситуацию, которая приводит к взрыву, как это и случилось в курчалоевской казарме. Дали газ, а в трубе у потребителя от избыточного давления возникла дыра. Или тот же потребитель, так как газа накануне не было, где-то не закрыл вентиль. Газ пошел в помещение. Теперь для взрыва достаточно короткого замыкания в электропроводке или зажженной спички. Силу такого взрыва трудно оценить в тротиловом эквиваленте, это взрыв объемный, и его сила зависит от площади помещения, которое газ успел заполнить.

Следов взрывчатки при таком взрыве, разумеется, нет. Баллоны, которые нашла прокуратура, также могли иметь отношение к взрыву в том случае, если один из них был запущен и помещение прогревалось открытым огнем. Бойцы могли, конечно, почувствовать запах газа, но беда в том, что утечка произошла в подвале, а там никого могло и не быть.

Трагедия в батальоне “Восток” свидетельствует о том, что потенциальным террористам в Чечне нет смысла преследовать противников на горных дорогах и в казармах. Достаточно подорвать участок газовой трубы, чтобы запустить цепную реакцию техногенных взрывов и пожаров. Последствия таких катастроф, как выяснилось, сопоставимы с действиями террористов.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру