Под крылом у “Ники”

Крылатой богине опять не с кем бороться

22 февраля 2006 в 00:00, просмотров: 505

“Орел” примечает своих, а “Ника” лучших. Вчера это утверждение стало аксиомой. Поскольку не требует доказательств. Достаточно посмотреть на списки номинантов первой — старейшей в нашей стране кинопремии (“Нике” аж 19 лет, что по нынешним временам — настоящее долголетие) и четырехлетка “Орла”. Как ни жаль, оказалось, “орлята” учатся летать — не про него, поскольку год от года полет птенца Михалкова все ниже. Причем процесс снижения уже настолько предсказуем, что даже самим его участникам, кажется, скучно. Может, оттого, что “Орла” сразу при рождении обрекли блистать, назвав золотым?


Как известно, едва проклюнувшись, “Золотой орел” “Нику” выкинул из гнезда — из Дома кино, и с тех пор она скитается по столице. Поэтому своих номинантов “Ника” объявляла вчера в Доме актера. Сама же церемония, по недавно сложившейся традиции, пройдет в Театре Российской армии 17 марта.

Список претендентов на “Нику” безупречен. Достойными бороться за звание лучшего фильма 2005 года академики Российской академии кинематографических искусств сочли: рекордсмена по кассе прошлого года “9 роту” дебютанта в большом кино Федора Бондарчука; участника конкурсной программы Венецианского фестиваля “Garpastum” Алексея Германа-мл.; прошедшего первый круг в отборе на “Оскар” “Итальянца” Андрея Кравчука; конкурсанта Берлинского фестиваля “Солнце” Александра Сокурова и обладателя “Золотого Георгия” ММКФ “Космос как предчувствие” Алексея Учителя.

Кого выдвигали на “Орла”? “Турецкий гамбит”, “9 роту”, “Космос как предчувствие”, “Итальянца” и “Статского советника”. Чувствуете разницу? Чем знамениты “Гамбит” и “Советник”, кроме того, что оба произведены Студией ТРИТЭ Никиты Михалкова? Обычные блокбастеры, которые, конечно же, нужны как сегмент кинорынка. Поверить, что профессионалы (а “Золотой орел” называется премией Национальной академии кинематографических искусств и наук России) назвали среди лучших две ничем не примечательные в профессиональном плане работы, крайне сложно. Даже невозможно. Как известно, божий дар с яичницей не сравнивают. Чем отличается режиссер от умельца? Режиссер знает, что хочет. А умелец знает, что хочет продюсер. В первом случае получается кино. Во втором — блокбастер. За зрителя переживать не надо. Он и так проголосует рублем. К кинопроцессу, к развитию искусства кино это не имеет никакого отношения.

Далее — везде. Продолжать всерьез говорить о премии, в которой ни один из учредителей не уходит без подарка, а то и двух, на самом деле скучно. Списки “Орлов” мы уже публиковали, и желающие могут сами подсчитать, сколько статуэток досталось тому же Михалкову.

Меньше чем через месяц “Ника” назовет своих героев. И тогда будет что обсудить, о чем поспорить.




Партнеры