Автогеном по легенде

В Жуковском разобрали честь на части

1 марта 2006 в 00:00, просмотров: 172

Уникальное детище отечественного авиастроения — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет “Ту-144”, находящийся пока на аэродроме в Жуковском, — уже на этой неделе может превратиться в груду металлолома. Страна, без преувеличения, лишится еще одной своей реликвии.

— Взлетающий самолет — и так красивое зрелище, но когда взлетал “Ту-144”, я испытывал настоящий восторг, — делится впечатлениями инженер по эксплуатации “Ту-144” Алексей Амелюшкин. — Это самый красивый из созданных в СССР самолетов. А может, и не только в СССР...

В свой первый полет сверхзвуковой лайнер стартовал именно из Жуковского 31 декабря 1968 года. В городе по этому поводу прошел многолюдный митинг. Оно и понятно: в кои-то веки щелкнули по носу пресловутый Запад. Не менее знаменитый англо-французский “Конкорд” взлетел только в марте следующего года.

Всего в СССР было построено 16 самолетов “Ту-144”.

— Это был самолет другого поколения, который требовал соответствующего обслуживания, — объясняют специалисты. — Но аэропортовские службы перестраиваться не захотели. А потом и вовсе пошла катавасия с развалом — и отрасли вообще, и туполевской фирмы в частности.

Сегодня все “туполевцы” единодушны: самолет просто опередил свое время.

В 2001 году мэр Жуковского Александр Бобовников обратился к руководству АНТК им. Туполева с просьбой передать городу одну из машин: “Самолет “Ту-144Д” будет установлен как памятник его создателям в центре города и будет являться его символической эмблемой как национальное достояние великой России”.

А дальше произошло странное. Несмотря на полученное от авиаторов “добро”, забрать “национальное достояние” городские власти за четыре года так и не сподобились. Первое время участники инициативной группы обивали высокие пороги, но когда один из замов мэра спросил: “А почему вы хотите установить именно самолет, а не танк?” — плюнули. Ходили слухи, что самолет могут продать за границу — в Бельгию или США. Что ж, пусть стоит и радует глаз там, если здесь никому не нужен, — примерно так рассуждали ветераны.

И вдруг — новый поворот: в декабре прошлого года “Ту-144” стали разбирать на металлолом. Как удалось выяснить, нынешнее руководство туполевской фирмы продало самолет предприятию, занимающемуся заготовками вторсырья, за 5,3 миллиона рублей! В первый же день рабочие свинтили один из титановых капотов на двигателе. Заснеженный самолет так и стоит теперь, зияя дырой в левом боку.

— Было очень обидно, — говорит летчик-испытатель, герой России Владимир Матвеев. — Подумалось: неужели не сможем отстоять?..

Сразу девять Героев Советского Союза и России обратились к депутату Госдумы от Жуковского Виктору Семенову и нашли поддержку. На письме депутата, направленном губернатору Московской области, Борис Громов поставил визу: “Прошу срочно вмешаться, разобраться и доложить мне предложения. Мы сделаем памятник!”

Это указание своим помощникам губернатор дал еще в середине января. Но с тех пор — тишина. Между тем очередное появление заготовителей цветмета на аэродроме, как удалось выяснить туполевцам, ожидается в начале марта. Члены инициативной группы боятся, что может случиться непоправимое.

— На аэродроме сейчас стоят два “Ту-144”, — говорит Алексей Амелюшкин. — От одного остался, по сути, только корпус. А другой — полностью укомплектован. Это самый последний экземпляр, с самыми мощными двигателями. Именно этот самолет и надо использовать для установки в городе и организации в нем музея. У него налет всего 36 часов, там работающая электрика.

Но этот — самый сохранившийся — самолет и начали разбирать.

Впрочем, у ветеранов-туполевцев нет никаких сомнений, что спасти надо обе машины. Глупо терять национальную реликвию, когда “цена вопроса” — стоимость не самого крутого чиновничьего особняка.

— История не простит нам уничтожения уникального памятника, — считает и депутат Семенов. — Через сто лет, когда сверхзвуковые пассажирские перевозки станут обыденностью, первый такой самолет будет цениться на вес золота. Не говоря уж о моральных аспектах...

Необходимость спасти самолет понимают все: общественность Жуковского, областные власти, депутаты Госдумы... Успеет ли бюрократическая система провернуть свои шестеренки до того, как на аэродром придет дядечка с автогеном?..


Судьба самолетов “Ту-144”

Два самолета разбились: в 1973 г. — под Парижем, в 1978 г. — недалеко от Егорьевска. Шесть самолетов было пущено на переплавку в 90-е годы. Три самолета переданы в музеи: Монино, Ульяновск, Зинсхайм (Германия). Два самолета находятся в авиационных институтах в Самаре и Казани. Один недостроенный “Ту-144” хранится на Воронежском авиазаводе. Еще два пока стоят на аэродроме в Жуковском.



    Партнеры