Соло для “гармонистки”

Людмила Швецова: “Женщинам ничто не мешает взять реванш”

Первого заместителя мэра в правительстве Москвы — Людмилу Ивановну Швецову — так же, как и многих, раздражает, что о женщинах мужчины вспоминают раз в году — накануне 8 Марта. Однако она уверена, что недалек тот час, когда представители обоих полов смогут на равных разговаривать не только на кухне, но и за столом межгосударственных переговоров. Для самой Людмилы Ивановны паритетные отношения с высокопоставленными мужчинами уже правда жизни: несколько лет она является не только единственным замом Лужкова с женской фамилией, но и самой влиятельной женщиной столицы.


— Правда, что в детстве вы хотели стать “тетей Фурцевой”?

— Было такое. Мне было пять лет, гости пришли поздравлять меня с днем рождения, и на вопрос “Милочка, кем ты хочешь стать?” я ответила, что хочу быть “тетей Фурцевой”. Тогда это была самая известная женщина в стране.

— Ваша нынешняя должность сопоставима с “тетей Фурцевой”?

— Думаю, что даже выше. Мне в свое время предлагали должность министра культуры, но я уже работала в правительстве Москвы и не хотела ничего менять.

— Годы идут, а в столичной власти только две женщины — вы и префект Северо-Восточного округа Ирина Рабер. Когда-нибудь будет по-другому?

— На самом деле ситуация уже меняется. Когда-то Юрий Лужков повторял: “Мы — мужское правительство”. Теперь он все чаще говорит о том, что следующим мэром Москвы будет женщина. Нынешнее правительство пришло во власть, чтобы заниматься тяжелой мужской работой — город нужно было отстраивать, убирать, реорганизовать всю систему хозяйства. Теперь, когда эти задачи решены, центр тяжести переносится к проблемам социальной и духовной жизни москвичей. Эти функции могла бы взять на себя и наверняка прекрасно с ними справилась бы женщина. Кстати, в нашем студенческом правительстве дублеров половина — девочки. Может быть, одна из них станет первой женщиной-мэром Москвы.

— Женщины должны стремиться к первым ролям?

— Не обязательно. На мой взгляд, гораздо важнее паритетное присутствие женщин во власти. Сейчас Россия по этому показателю находится на 120-м месте в мире. Женщин во властных структурах у нас нецивилизованно мало. Между тем присутствие женщин, а точнее, женского мировоззрения в политике необходимо для нормального развития страны. Мужчины хороши, когда нужно стратегически мыслить, держать удар, “драться на шпагах”, рисковать. Женщины в силу своей природы всегда думают о последствиях принимаемых решений, им свойственно находить компромиссы даже в самых трудных ситуациях. Я согласна с пословицей “мужчина — голова, а женщина — шея”. Это справедливо не только для семейной жизни, но и в политике. Предназначение женщины — быть Помощницей, без которой мужчина не может обойтись.

— Что надо сделать, чтобы женщины смогли прийти в политику?

— Например, ввести квотирование. Не как принцип, а как временную антикризисную меру. В списках каждой партии должны быть “забронированы” места для женщин, естественно, состоявшихся, активных. Кроме того, женщины должны в обязательном порядке присутствовать в исполнительных органах власти как на государственном, так и на местном уровне.

Конечно, пока женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, она существенно отстает от своих коллег-мужчин в плане карьеры. Ей надо помочь наверстать упущенное время. Во Франции для этих целей создана специальная организация “Возвращение на работу”, которая занимается с женщинами после 30 лет. Нам тоже нужно подумать о создании системы поддержки женщин, возобновляющих активную трудовую деятельность. Я возлагаю большие надежды на проект “Школа лидерства”, который мы запускаем в этом году. Известные женщины — политики, экономисты, деятели культуры — будут проводить мастер-классы для тех, кто хочет реализовать себя в общественной, политической и профессиональной жизни. Это пример женской солидарности, без которой женщинам очень трудно продвинуться во власть.

— Если женская солидарность существует, почему женщины не поддерживают друг друга, а иногда даже вредят?

— Это рабский инстинкт. Женщины чувствуют себя людьми второго сорта. С этой психологией надо бороться.

— Но у “Женщин России” после убедительной победы в Госдуму продолжения не последовало.

— Ошибкой “Женщин России” было то, что они противопоставили себя другим женщинам-депутатам. Надо было объединиться, создать мощное лобби, а они взяли и разбили платформу женского движения. Если бы не эта роковая ошибка, фракция “Женщины России”, я уверена, до сих пор была бы самой мощной.

XXI век будет веком женщин в большой политике. Для этого у них есть все условия. Я вспоминаю, как мне приходилось стоять в очередях за продуктами, стирать белье в ванне, потому что барабан в стиральной машине не работал. Уйма времени уходила на быт. Теперь все эти проблемы решены, и женщинам ничто не мешает взять реванш. Но хочу предупредить: как только мужчин во властных структурах станет меньше 30%, я первая пойду бороться за их права.

— То есть вы не феминистка?

— Я “гармонистка”: выступаю за гармонию во всем, в том числе во власти.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру