Суп на пустом бульоне

Когда у фермеров будут деньги на мясо?

До конца поста осталось меньше месяца, однако послаблений в меню православные могут не дождаться. И без того кусачие цены на мясо грозят окончательно сорваться с цепи. Поможет ли Подмосковье справиться с мясным кризисом — этот вопрос в прошлом выпуске “Московии” мы задавали министру сельского хозяйства Московской области. На этот раз “МК” выяснял у самих производителей: а выгодно ли у нас вообще заниматься мясным животноводством?


Далеко не у каждого в наше время хватит сил и духу зарабатывать на жизнь фермерским трудом. Риск большой, выгода сомнительная, помощи от государства — фиг на постном масле. Фермер Эминов со своим неугасимым оптимизмом на фоне этой безотрадной картины выглядит сгустком светлых бликов. Даром что грек. Там, где русский человек давно бы впал в затяжную депрессию, его выручают нездешнее жизнелюбие и упрямая надежда на лучшее. В Рузском районе у Эминова самое большое поголовье крупного рогатого скота: 200 коров и 15 бычков. 60 овец и пару десятков свиней он в расчет не берет.

— Это так, для себя, — делает он широкий жест рукой. — По друзьям, знакомым расходятся. Хотите вам барашка подарю?

Соглашаться на щедрый подарок не стоило хотя бы из приличия. Хозяйство переживает не самые лучшие времена.

— Зимой рентабельность нулевая, — вздыхает Орешт Митрофанович. — Вся прибыль уходит на корма. Главное, чтобы коровы отъелись и летом дали достаточно молока.

Экономика фермерского “государства” одновременно проста как дважды два и сложна, как сама жизнь. Доход один — от сдачи молока одному из крупнейших в области молокоперерабатывающих предприятий. Принимают ценный продукт по 7 рублей 45 копеек за литр. Немного, но куда денешься — такова средняя цена по области. В общей сложности удается сдавать 50 тонн молока в месяц — по 23—24 литра на одну фуражную корову в день. А вот расходов целая тьма: аренда коровника, земли, коммунальные платежи, зарплата пяти работникам, корма и т.д.

— Все время кручусь, где бы сэкономить лишнюю копейку, — признается Эминов. — Сено покупаю в Твери, дробину везу с Клина, комбикорм — с Истринского хлебокомбината. Очень трудно работать на перспективу, когда находишься на птичьих правах. Я могу строить планы лишь на год вперед — подписал договор с арендатором, и слава богу. От государства помощи никогда не видел. Кредит, и тот дают только на короткий срок и под грабительские проценты.

В своем хозяйстве Орешт Митрофанович — и председатель, и зоотехник, и ветеринар, и бухгалтер. В принципе на свой опыт и знания он и рассчитывал, когда выкупил в 1998 году у развалившегося совхоза “Октябрьский” 10 коров. На дворе стоял май, за лето начинающий фермер рассчитывал не только вернуть деньги, но и покрепче встать на ноги.

— Мне это удалось только за счет того, что литр молока стоил 2 рубля 80 копеек, а литр бензина — 2 рубля 40 копеек. А сейчас литр молока сдаю по 7 рублей 45 копеек, а литр бензина обходится в 18 рублей, солярки — в 16. Есть разница? Горюче-смазочные материалы — основная статья затрат в сельском хозяйстве. Вот где нужна компенсация от государства. Не говоря о дотациях на молоко.

Своих молоденьких бычков фермер будет кормить только до будущей осени. А потом сдаст их в расположенный по соседству санаторий Управления делами президента. Дальше растить и вкладывать в них деньги абсолютно смысла нет.

— Я пытался в прошлом году сдать своих бычков на московский мясокомбинат. Мне предложили 45 рублей за килограмм парного мяса. Иначе как издевательством это не назовешь. Получается, я ухожу в двойной минус.

Эминов готов параллельно развивать мясное животноводство, овцеводство и сдавать мясо государству. Но мясокомбинатам выгоднее работать на замороженном импортном сырье, а государству, похоже, качественное фермерское мясо и даром не нужно.

— Сбыт молока в Подмосковье более-менее налажен, — считает фермер, — а вот мясо сдавать в больших объемах некуда. Пока эту проблему не решат, заниматься мясным животноводством в области — нерентабельно.

— А может, вам в Грецию податься? С вашим двойным, греческо-российским гражданством устроиться будет легче.

— Российско-греческим, — тут же поправляет протеже Аполлона (в греческой мифологии он покровительствовал скотоводству). — Почему вы меня прогоняете? У вас есть отличная поговорка: “Хорошо там, где нас нет”. Да, в Греции сельское хозяйство дотируют, на квартиру дают кредит на 20—30 лет под 5% годовых. Но здесь я вырос, закончил сельхозинститут, занимаюсь делом, которое мне нравится, а там меня никто не ждет с распростертыми объятиями. Так что лучше России может быть только Россия.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру