Здесь, простите, будет Пром-Сити

“МК” выяснил, что “грозит” промышленности столицы

25 апреля 2006 в 00:00, просмотров: 437

Эпохальному проекту столичных властей Пром-Сити уже больше пяти лет. Но он пока так и остается проектом. На территории Молжанинова, где должны вырасти суперсовременные заводы и фабрики, по-прежнему пустыри, склады да две деревеньки, которые никто и не думает выселять. Даже точного плана новой промзоны будущего еще нет.

Между тем столичные чиновники уверяют, что именно проект Пром-Сити дал толчок развитию московских промзон. Пока суд да дело, в столице уже сформировано больше двух десятков промышленных территорий.

Промышленный облик города формировался в тридцатые годы хаотично, без генерального плана. Вот и получилось, что сейчас на “бриллиантовой” земле в пределах Садового кольца оказались некоторые фабрики и заводы. В любом случае там, где гектар стоит до 10 млн. долларов, их не останется: если до них не дойдут руки города, подсуетятся “недружественные поглотители”, которые уже заграбастали чуть ли не треть московских предприятий. Однако городу совсем не хочется отдавать территории под заводами и фабриками “чужим дядям”. Ведь это единственный резерв города для строительства и малого бизнеса.

Идея вывести предприятия из центральной части города витает в воздухе еще со времен развитого социализма. Но — увы. Из 600 производств, которые еще в 80-х собирались турнуть, уехали всего шесть. Но не на окраины, а в мир иной. Но уже не за горами тот день, когда на окраинах Москвы появятся промзоны будущего с красивыми заводами и умными машинами, где работать будет одно удовольствие.

Несколько лет назад столичное правительство взяло курс на сокращение территорий, отведенных под промышленность. Сейчас их около 20 тысяч гектаров, а через 14 лет они должны “скукожиться” до 15 тысяч. Однако это не значит, что промышленность хотят потихонечку похоронить. Ее будут развивать и уплотнять (примерно в 1,5 раза), чтобы не потерять рабочие места. Ну куда годится, когда сейчас некоторые заводы используют свои территории процентов на десять, сдав все остальное в аренду?

К процессу формирования промзон будущего подошли с умом. Недавно в городе провели кадастровую оценку земельных участков и определили места, где промышленность размещать выгоднее, чем, например, жилье или торговлю. Предприятия решено переводить туда, где ни один псих не решится построить что-то другое — как правило, это пустыри рядом с автомобильными трассами и железными дорогами. Таких зон получилось пока 26 (14 из них должны полностью сформироваться уже к 2014 году). Три из них будут абсолютно новыми, а остальные появятся на базе уже существующих, которых сейчас 83.

Власти надеются, что таким образом поймают сразу несколько зайцев: во-первых, будут не уничтожать, а перебазировать предприятия. В новые корпуса и с новым оборудованием. Во-вторых, нанесут удар по безработице (ее уровень в столице — 0,3%), создав новые рабочие места. В-третьих, заманят на фабрики талантливую молодежь: коль уж производства будут суперсовременными, почему бы на них не поработать? В-четвертых, Москва начнет выпускать конкурентоспособную продукцию. В-пятых, инвесторам дадут возможность разумно потратить деньги. Да еще и центр города освободят для более выгодных объектов. Кроме того, в Москве значительно улучшится состояние окружающей среды (для 1,5 миллиона человек) за счет вывода опасных производств.

Как будут формироваться промзоны нового типа? По т.н. кластерному принципу. В одном месте будут сосредоточены предприятия, НИИ, вузы и т.д. одного профиля. Например, на севере — зона оборонки, на юге — зона электроники, на востоке — зона “химии”... Сейчас идет работа по промзонам Калошино, Руднево, Хабиловка, Митьковская ветка (ВАО); Северянин, Бескудниково (СВАО); Дегунино—Лихоборы, Молжаниновская, Подрезково (САО). Кроме того, на карандаше властей зоны Теплый Стан (завершен проект планировки), Павелецкая, Верхние Котлы (здесь будет размещен еще и огромный спорткомплекс для зимних видов спорта), Нагатино (тут проектируется технопарк). В Юго-Восточном округе появятся зоны “Серп и молот” и Капотня.

Большинство зон будут машиностроительными (3 — в Северо-Восточном округе, 4 — в Южном, 5 — в Северном, по два в Юго-Восточном и Восточном, по одному в Юго-Западном и Северо-Западном округах). “Химия” сосредоточится в Юго-Восточном округе (1 зона), текстиль на юго-востоке (1 зона), под пищевую промышленность выделят 2 зоны на юге столицы, по одной на юго-западе, западе и севере. Место для легпрома нашлось в Северо-Западном округе (1 зона), а приборостроение и электроника сосредоточатся в Зеленограде.

Но все же первый “промышленный” эксперимент пройдет на территории района Молжаниновский в Северном округе. Это широко разрекламированный проект “Пром-Сити-Север”. Первый промышленный сити расположится в границах производственно-коммунальной зоны “Планерная”. Территория (108 га) подходит по всем параметрам. Рядом кладбище, железная дорога, трубопровод высокого давления и шумный аэропорт “Шереметьево”. Для жилищного строительства это никуда не годится, а вот для бизнеса — самое оно. Правда, если изначально этот участок мало кого интересовал, то сейчас, когда рядом строят скоростную трассу на Ленинградке, а неподалеку растет элитный жилой комплекс, говорят, от инвесторов уже нет отбоя. И цена земли здесь в перспективе будет только расти.

Правда, есть и некоторые проблемы. Так, в границах “Планерной” проживает около 300 человек, которых нужно расселить, расположено 17 организаций и одна школа.

Жители деревень Филино и Новодмитровка, попавшие в зону застройки Пром-Сити, уже давно готовятся к переезду — по планам московского правительства их в любом случае должны отселить до 2010 года. Предполагается, что им предложат либо квартиры в новостройках (специально для них строится три дома) в Молжаниново, либо дачные коттеджи в том же районе. Причем за счет предполагаемых инвесторов. Кроме того, на этой территории располагается колхоз “Путь коммунизма”. Те же инвесторы должны будут возместить ему убытки от потери сельхозземель.

Однако список конкретных инвесторов тоже еще не определен. Дело в том, что до сих пор нет ни бизнес-проекта новой промзоны, ни даже конкретного проекта планировки, и инвесторам ничего не могут сказать толком: ни на каких условиях они могут занимать землю, ни что смогут на ней построить, ни сколько будет стоить земля, ни каким образом будет участвовать в инвестиционном проекте город. Идут разговоры о том, что предприятиям и малому бизнесу в промзонах нужно устанавливать налоговые льготы и льготы на аренду, предоставлять бюджетное кредитование, однако никаких конкретных предложений пока нет. Говорят, в Каире все предприятия выехали из центра, когда им разрешили не платить налоги десять лет. Вряд ли Москва пойдет по такому же пути. Хотя бы потому, что для бюджета накладно. Так что пути реализации проекта неисповедимы.

Из 100 га первой промышленной Мекки Москвы полностью свободны лишь 14 га, на остальных находятся депо, склады, транспортные терминалы. И пока территорию не расчистят, невозможно будет проложить даже необходимые коммуникации и построить дорожно-транспортную сеть.

Между тем уже известно, что первый кластер будет машиностроительным — только из ЦАО на экспериментальную площадку должно переехать около 350 машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий.

Однако даже когда все эти проблемы решатся, останется одна: как заставить трудящихся ездить на работу к черту на кулички. Есть предложение строить в промзонах “технологические деревни” с доходными домами и меблированными комнатами, однако как воплотить сей проект в жизнь, пока совершенно неясно.


26 будущих московских промзон

(по отраслям)

Машиностроение — Огородный проезд, Алексеевские улицы, Северянин, Соколиная Гора, Калошино, Грайвороново, Люблино, Каширское шоссе, Котляково, Чертаново, Щербинка, Тушино, Автомоторная, Вагоноремонт, Дегунино—Лихоборы, Планерная, Новоподрезково

Химия и нефтехимия — Южный порт

Текстиль — Курьяново

Пищевая — Бирюлево, Ленино, Южное Бутово, Северное Очаково, Коровино

Легкая промышленность — Трикотажная

Приборостроение и электроника — ЦИЭ (Зеленоград)



Партнеры