Не взлетим, так засудим

Пассажиры самолетов получили право на компенсацию за отмену рейса

2 июня 2006 в 00:00, просмотров: 521

“Рейс на Москву отменен. Ждите другого или получите компенсацию...” — примерно так теперь будут извещать авиапассажиров об изменениях в расписании в российских аэропортах.

Беспрецедентный случай — обычному гражданину удалось отстоять права тысяч обиженных клиентов авиакомпаний. На днях Верховный суд, признав его иск вполне законным и обоснованным, отменил отдельные пункты Правил воздушных перевозок.

Недовольных авиаперелетами в последние годы в России становится все больше. И в этом нет ничего удивительного. Авиакомпании изгаляются подчас как могут. И самое печальное, что прищучить авиаторов до сих пор было нельзя. А все потому, что отечественные Правила воздушных перевозок, утвержденные еще в 1986 году, всячески их покрывали: максимум, чего мог добиться недовольный пассажир, — чтобы его посадили на другой рейс или возвратили деньги за неиспользованный авиабилет. 30-летний житель Санкт-Петербурга Павел Нетупский решил защитить сразу всех пассажиров.

— Ну сил больше не было смотреть на произвол, — говорит Нетупский. — Я сам через это не раз прошел. Однажды просидел в аэропорту несколько часов. При этом нас откровенно обманывали: к примеру, говорили, что не можем взлететь из-за того, что багаж не загружен, тогда как он давно был на месте. А сколько других случаев, когда из-за недобросовестности перевозчиков даже семьи разрушались.

Интересно, что согласно Воздушному кодексу за каждый час задержки рейса пассажирам должны выплачивать 25% МРОТ. Деньги небольшие, но и их получить было не так-то просто. Авиаперевозчики ссылались всё на те же правила, по которым никакая компенсация не была предусмотрена.

Высшие судьи вняли доводам Нетупского и убрали ту самую строчку, говорящую об отсутствии ответственности авиакомпаний. Признав тем самым, что авиаперевозчики должны отвечать рублем за задержание, отмену рейса и любые другие “летные” изменения.

— Пассажиры теперь смогут на законных основаниях требовать компенсации как морального, так и материального ущерба, — объясняет Нетупский. — К примеру, если из-за опоздания рейса у человека “прогорел” билет на поезд, его должны оплатить. Подлежат компенсации затраты на гостиницу и даже такси. Ведь если бы самолет, скажем, прибыл днем, как планировалось, человек смог бы выбраться из аэропорта на маршрутке или на автобусе за 50—100 рублей. А так ему пришлось вызвать машину и выложить уже несколько сотен целковых.

По идее, как только пассажир предъявит квитанции и чеки, подтверждающие нанесенный ему ущерб, авиакомпания должна будет выдать компенсацию. Скорее всего многие перевозчики по-прежнему будут противиться, и тогда отстаивать свои права придется через суд.

Решение Верховного суда вступило в силу 28 мая. И сразу всплыл любопытный казус: получается, что с этого дня все авиабилеты, которые продают в России, по меньшей мере дезинформируют пассажиров. Ведь на бланках напечатаны выдержки из отмененных пунктов Правил... А изготавливать новые авиакомпании пока не спешат, полагая, что чем меньше пассажиров узнает о новшестве, тем лучше.





Партнеры