Преемник встал у рубля

Как Медведев сделает его мировой валютой?

Заявление первого вице-премьера Дмитрия Медведева на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге о том, что рубль может стать “одной из мировых резервных валют”, было встречено аплодисментами. И сразу стало понятно, что стремление “задрав штаны, бежать за комсомолом” из сознания нынешней российской власти не выветрить никакими рыночными реформами. Правда, пока получается лишь “задрать штаны”, бежать уже труднее. А вот сторонние наблюдатели так и не поняли, о чем это он говорил.

Начнем с того, что в мире существует пока всего лишь одна резервная валюта — доллар воспеваемых и проклинаемых на территории нашей страны США. Все остальные деньги — просто валюты, свободно конвертируемые или нет. И потому заявление персоны, позиционированной как “преемник”, мягко говоря, некорректно.

Во-вторых, наша экономика просто не потянет тот груз ответственности, который влечет за собой статус рубля как резервной мировой валюты. Пусть мы снабжаем пол—Европы своими энергоносителями, это еще не повод пыжиться на каждом углу. Как только упадут цены на нефть, а следом — и на газ, от нашего величия останется только пшик. О чем говорить, когда нашу фондовую биржу лихорадит так, что стоимость ведущих компаний может упасть на 20—30% в течение одного дня.

И, наконец, в-третьих. Большим мальчикам надо понимать, что их слова разносятся средствами массовой информации по всему миру, и уметь, когда необходимо, придержать шаловливый язычок. Как бы ни хотелось что-нибудь ляпнуть. Статус доллара как резервной мировой валюты — один из столпов, на которых основано нынешнее благополучие США. Которые, как ни крути, являются ведущей мировой державой. И за просто так свое благополучие не отдадут. Между прочим, наши отношения со Штатами сейчас и так не являются сплошным благолепием. Так зачем “холодное” противостояние превращать в “горячий” конфликт?

Василий СОЛОДКОВ, директор банковского института ВШЭ:

— Резервная валюта в мире всего одна. Это доллар США, валюта, в которой хранится большинство резервов и проводится большинство операций внешней торговли. И речь, видимо, шла о том, что рубль может стать СКВ. И занимать какое-то место в резервах центральных банков. Он, видимо, просто не совсем в теме, если у него понятие резервная и конвертируемая валюта — это одно и то же. Он по образованию кто? Юрист. А я экономист и занимаюсь валютными проблемами последние 20 лет.


Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:

— Первый вице-премьер хотел надуть щечки на ширину плеч, и в общем это у него получилось. Действительно, есть план начать продавать наше сырье (не только нефть) за рубли. Этот план был придуман еще в 1989—1990 годах тогдашним главой Минфина СССР Валентином Павловым. И страна, которая реализует такую программу, должна иметь очень высокую обороноспособность и качественно защищать безопасность своих руководителей, потому что деньги, которые на этом теряют развитые страны, просто астрономические.

Что касается резервной валюты, то она должна опираться на очень мощную, эффективную и конкурентоспособную в мировых масштабах экономику. И нам при таких “эффективных менеджерах”, как Медведев, это не угрожает. И — на эффективную систему управления. К примеру, в ЕС большая экономика, но неэффективная система управления, и поэтому евро не может ею стать.В общем, для рубля это дальняя перспектива, и она не упадет как яблоко в руки, ее нужно создавать руками. Это как Циолковский мечтал о полетах в космос.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру